РАЗРАБОТКИ
|
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуройКоршунова А.И. Восточная мудрость гласит: «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам». Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину. Культура здоровья определяется, прежде всего, умением жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. В подростковом возрасте, к сожалению, здоровье и здоровый образ жизни не занимают в иерархии потребностей первые места. Но в соответствии с Законом «Об образовании», именно, здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Поэтому вопрос о сохранении здоровья обучающихся на сегодняшний день стоит очень остро. Проблема эффективности применения здоровьесберегающих технологий при организации занятий физической культуры актуальна как никогда. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа студентов, имеющих отклонения в здоровье - хронические заболевания, напрямую связанные с процессом обучения. В учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности обучающихся, – это предмет «Физическая культура». Здоровьесберегающие образовательные технологии, применяемые на занятиях физической культурой – это система мер по охране, укреплению здоровья и формированию культуры здоровья обучающимися посредством применения психолого-педагогических приемов, методов, технологий. На своих занятиях сталкиваемся с проблемой организации деятельности обучающихся на занятиях с учетом их подготовленности, оптимальной физической нагрузки и группы здоровья. Для этого активизируем деятельность обучающихся направленную на формирование интереса к занятиям физкультуры, потребности в здоровом образе жизни, учитывая интересы современной молодежи, сочетая компоненты оздоровительной, тренировочной, образовательной деятельности. Воспитываем у студентов целостное воздействие на самосовершенствование, самореализацию, стимулируя уверенность в себе, волевую устойчивость, т.е признаки психологического здоровья студента. Повышение работоспособности, высокое качество здоровья, снижение заболеваемости, отличный иммунитет являются функциональными проявлениями здорового образа жизни. Также здоровый образ жизни по поведению обучающегося, проявляется в хорошем настроении, полноценном отдыхе, жизненной энергии. Нельзя забывать, что от рождения человеку дается здоровье, которым при взрослении не все дорожат, неправильно используя дар природы, нарушают основной закон – гармонию. При формировании и развитии выше указанных качеств, способствующих потребности в здоровом образе жизни, возникают противоречия:
Решение противоречий возможно лишь при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. В.И. Ковалько, педагог, автор книг по здоровье сбережению писала: «Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит … от активного участия … обучающихся, создания здоровьесберегающей среды, высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов, планомерной работы с родителями, тесного взаимодействия с социально-культурной сферой. Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения». Нарушение требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения занятия, решаются с помощью администрации, медицинского работника, кураторов. Поясняем, что за 1 неделю через кожу человека выделяется около 200-300 г сала и от 3 до 7 л пота, которые необходимо с себя постоянно смывать. Если этого не сделать, то защитные свойства кожи могут разрушиться, в результате чего, она превратится в рассадник микробов. Соблюдение простейших правил личной гигиены – это необходимость, которая создает защиту для организма от разных недугов. Кроме поддержания тела в чистоте, неотъемлемой частью личной гигиены являются активный образ жизни и свежий воздух. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д. Одним из важных условий по здоровьесбережению является обеспечение оптимального двигательного режима на занятиях физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию двигательных навыков и поддержанию работоспособности в течение всего учебного дня, недели и года. Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой применяем: 1. Валеологическое просвещение обучающихся и их родителей. На родительских собраниях широко освещаю и разъясняю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Практикуем беседы о здоровом образе жизни. Для более наглядного представления о здоровом образе жизни используем компьютерные презентации. 2. Комбинируем игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая физические особенности обучающихся, не допуская переутомления, контролируя нагрузку. Для наглядности показываем последовательность действий и технику упражнений, с последующим разбором упражнений. Это формирует интерес студентов к занятиям, формирует навыки и умения, обеспечивает мотивацию на здоровье. Проблему организации физической активности студентов, профилактику гиподинамии помогают решать внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Для определения состояния физической подготовленности обучающихся в ежегодно проводится мониторинг, позволяющий:
К общепринятым контрольным тестам, предлагаемые программой, добавляем тесты президентских состязаний, проводимые каждые 2 месяца, направленные на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования определяются группы обучающихся, нуждающиеся в корректировке. Это позволяет разработать комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств: быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость. Анализируя результаты работы, отмечаем, что применение здоровьесберегающих образовательных технологий позволило:
Доказано, что здоровьесберегающая образовательная среда позволяет быстрее адаптироваться в науке и производстве, успешнее осваивать новые виды деятельности, лучше выполнять свою работу. Считаем, что образовательная деятельность будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны нести педагоги, родители, общественность. Особенностями организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики является реализация качественной физкультурно-оздоровительной работы, создание условий для заинтересованного отношения к учебе, комфортных условий для занятий физкультурой. Таким образом, комплексное использование системы мер по охране и культуре здоровья обучающихся, применение психолого-педагогических приемов, методов помогает решать задачу оздоровления. Творческий подход к педагогическому процессу позволяет повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом, а это главная цель, к которой мы стремимся при решении проблемы организации учебного процесса, направленного на сохранение здоровья обучающихся. Список используемых источников
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены