РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности

Здоровье каждого человека и населения в целом – важное условие развития государства. Актуальной задачей для российского общества является развитие, сохранение и укрепление здоровья отдельного человека своей страны, увеличение его плодотворной работы, создание таких условий, которые способствуют формированию здорового образа жизни. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи.

Необходимы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их формировать и развить.

Развитие здорового образа жизни младших школьников является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии со Стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачи которой - создание здоровьесберегающей среды во внеурочной деятельности образовательных учреждений, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

По данным современных исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, а 40% имеют различную хроническую патологию здоровья.

Здоровье школьников ухудшается в первую очередь из-за укоренившегося в российской школе содержания образования и уклада школьной жизни. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем обучающихся отмечается в школах, где учебный процесс характеризуется повышенной интенсивностью. Большинство граждан нашей страны имеет низкий уровень ценности здорового образа жизни, в связи, с чем у людей отсутствует понимание необходимости укрепления своего здоровья и заинтересованность в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Многие семьи не ориентированы на здоровый образ жизни и не являются союзниками педагогов в формировании компетентности здоровьесбережения у детей, а знания школьников о гигиене, режиме, безопасном поведении, часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек здорового образа жизни, не говоря уже о культуре здоровьесбережения.

Данной проблеме по развитию здорового образа жизни посвящены труды многих исследователей Н.М. Амосов, Н.Г. Беляев, А.Л. Дорошенко, Г.К.Зайцев, В.Р.Шухатович и другие. В педагогике данной проблемой занимались: Н.С. Гаркуша, Ю.Ю. Даутов, Д.А.Изуткин и многие другие.

Развитие здорового образа жизни ребёнка на основе современных и традиционных технологий внеурочной деятельности должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.

Актуальность темы исследования определяется противоречием между запросом общества, которое заинтересовано в воспитании здорового поколения, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков, с другой.

1.1. Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе

Повысить уровень здоровья подрастающего поколения – главная из задач современности. В решение данной задачи не обойтись без участия школы. Всему коллективу школы (учителям, медицинским работникам, психологам, социальным работникам и т.д.) совместно с родителями необходимо правильно организовать процесс обучения таким образом, чтобы дети, заканчивая учебное заведение, повысили уровень своего здоровья. Для этого школа должна воспитать у ребенка мотивацию быть здоровым, вести правильный образ жизни. Именно поэтому важно знать о значение понятия «здоровый образ жизни».

Прежде чем перейти к понятию «здоровый образ жизни», обратимся к понятию «здоровье», как основополагающей части.

Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дает такое определение понятию здоровье - «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». В. П. Казначеев определяет здоровье как процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности творческой жизни. Н.М. Амосов в своей работе определяет здоровье как нормальное состояние организма, которое носит характер уравновешенности с окружающей средой, обязательным условием которого является отсутствие различного рода болезней. Из термина «здоровье», следует понятие «здоровый образ жизни».

Психолого-педагогический подход определяет здоровый образ жизни как «активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья», и рассматривает его с точки зрения сознания, мотивации, психологии человека.

Наиболее полно понятие «здоровый образ жизни» раскрывает В.Р. Шухатович. По её мнению, здоровый образ жизни – социологическое понятие, характеризующее:

  • степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья;
  • степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни;
  • степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья.

В основе здорового образа жизни, по мнению Д.А. Изуткина, находится единство биологического и социального развития. Поскольку его носителем является человек, как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении: «человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик; здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций; здоровый образ жизни предполагает возможность предупреждения заболеваний».

Широко в социологической литературе представлено понятие «здоровый стиль жизни». По мнению М.Я. Виленского, здоровый стиль жизни может трактоваться как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты. Возникает здоровый стиль жизни в процессе жизнедеятельности, он образует целостную систему жизненных проявлений личности, которая в свою очередь способствует гармонизации индивидуальности с условиями жизнедеятельности.

Здоровый стиль жизни позволяет выделить следующие основные компоненты:

  • осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
  • целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
  • использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
  • активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
  • деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества.

Таким образом, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условие и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни. Здоровье человека детерминируется комплексом условий и факторов, знание которых необходимо для эффективного решения вопроса предупреждения социального риска и охраны здоровья всех социальных групп населения. Однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью.

1.2. Особенности развития здорового образа жизни младших школьников

Закон РФ «Об образовании» (ст. 2) главным принципом называет принцип гуманистического характера образования, свободного развития личности, приоритета общечеловеческих ценностей в жизни и, главным образом, здоровья. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» указано, что учреждения образовательного типа должны создавать условия, которые будут гарантировать охрану здоровья учащихся и его укрепление. Режим занятий и учебная нагрузка младших школьников определяется в соответствие с уставом школы на основе тех рекомендаций, которые согласованны, главным образом, с органами здравоохранения.

Отношение ребенка к собственному здоровью напрямую зависит от его деятельности и окружения.

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов жизни человека в воспитании личности. Известно, что около 40% психических и физиологических отклонений взрослых закладываются еще в детский период. Именно поэтому школьное воспитание должно вырабатывать уровень здоровья ребенка и базу физической культуры будущего взрослого человека. Нужно также учитывать, что младший школьный возраст имеет отношение к так называемым критическим точкам в жизни ребенка. В течение всего школьного детства совершается нарастание силы и мобильности нервных процессов, созревание высшей нервной деятельности. Нервные процессы выделяются скорой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с увеличением частоты пограничных состояний и невротических реакций. Во время школьного детства проистекают «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с наибольшей частотой детских инфекций и представляют нешуточную угрозу для здоровья ребенка.

Кроме того, данный возрастной период - это возможность развития и проявления всевозможных аллергических заболеваний и хронических соматических болезней, в большинстве своем у много болеющих и предрасположенных к разным хроническим заболеваниям детей. Но даже здоровый школьник должен получать тщательную заботу и участие со стороны педагогов, врачей и родителей. Это связано с тем, что здоровье ребенка складывается в течение всей его жизни.

У младших школьников можно обозначить следующие возрастные предпосылки для устойчивого формирования суждений о здоровом образе жизни:

  • активно формируются психические процессы;
  • заметны позитивные изменения в физическом и функциональном развитии; дети стремятся сохранять и показывать правильную осанку.

В то же время надлежит учитывать, что каждый возрастной этап характеризуется своими спецификами, которые нужно учитывать в деятельности по формированию здорового образа жизни. Дети младшего школьного возраста уже осознают, что такое болезнь, но выразить самую простую характеристику здоровью еще не в силах. Поэтому никакого отношения к здоровью у маленьких детей практически не формируется.

У школьников 7 лет создается представление о здоровье как «отсутствие болезни». Они могут рассказывать о том, как болели, у них формируется негативное отношение к заболеваниям на основании личного опыта. Но что означает «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они пояснить еще не могут. Поэтому и отношение к здоровью у них, как к чему-то абстрактному. В их соображении быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что необходимо делать, чтобы не болеть, многие дети думают, надо не простужаться, не кушать на улице мороженого, не ходить по лужам и т.д. Из этих ответов видно, что в младшем школьном возрасте дети уже понимают угрозы здоровью со стороны окружающей среды (холодно, дождь, сыро), а также своих личных действиях (кушать мороженое, промочить ноги, не надеть шапку). В возрасте 7 лет дети, хотя еще подсознательно, начинают выделять психическую, и социальную элементы здоровья («там так кричали, ругались, что разболелась голова»).

Но, несмотря на существующие представления о здоровье и методах его сохранения, в целом отношение к здоровью у детей остается довольно пассивным. Факторы такого отношения прячутся в недостатке у детей нужных знаний о методах сохранения здоровья, а также непонимания опасностей нездорового поведения людей.

Неправильное поведение в ряде случаев доставляет удовольствие (как приятно скушать холодное мороженое, выпить холодной воды в жаркий день, бегать босиком по холодному полу), а долговременные отрицательные последствия таких действий кажутся ребенку отвлеченными и далекими. Существенная часть самоохранительного поведения детей младшего школьного возраста обуславливается их представлениями о здоровье. При целеустремленном воспитании, обучении, закреплении в будничной жизни правил гигиены, соответственной мотивации занятий физкультурой отношение детей к личному здоровью значительно меняется, появляется понятие здоровый образ жизни.

В младшем школьном периоде 8-10 лет, из-за возрастания личного опыта, отношение к здоровью значительно меняется. Но, при этом, обнаруживается смешение определений. «Здоровый» - как «большой, хороший» и «здоровый» - как не больной. Дети, также соотносят здоровье с болезнью, но уже более четко определяют угрозы здоровью как от своего личного действия («нужно мыть руки», «нельзя есть немытые фрукты» и пр.), так и от внешней среды.

При определенной воспитательной работе дети сопоставляют понятие «здоровье» с осуществлением правил гигиены. В младшем школьном возрасте дети соотносят занятия спортом с укреплением здоровья и в его установления (как, в принципе, и взрослые) на первое место ставят физический компонент.

Ещё один важный компонент в развитии здорового образа жизни младшего школьника — это пример педагогов и родителей.

В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример — это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров здорового образа жизни.

Таким образом, особенности развития здорового образа жизни младших школьников это

  • эмоциональное состояние: психогигиена, умение справляться с личными эмоциями;
  • интеллектуальное самочувствие: умение человека узнавать и применять новую информацию для наилучших действий в новых ситуациях;
  • духовное самочувствие: умение устанавливать подлинно значимые, действующие жизненные цели и желать их; оптимизм.

Все эти особенности развития здорового образа жизни младших школьников заключаются в совокупности активного и пассивного отношения к здоровью самого младшего школьника, воспитательной работы в школе и личного примера родителей.

1.2. Технология развития здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности

Можно выделить общие задачи развития здорового образа жизни младших школьников, характерные для всех используемых программ внеурочной деятельности для образовательных учреждений:

  1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
  2. Сформировать активную жизненную позицию.
  3. Сформировать представления о своем теле, организме.
  4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
  5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
  6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
  7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
  8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма [48].

Одним из возможных решений проблемы оздоровления младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания формируются в процессе уроков и во внеурочной деятельности. Вопрос технологичности процесса формирования здорового образа жизни младших школьников связан с тем, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной педагогической технологии, т.е. чётко поставленных дидактических задач в совокупности с адекватными методами их решения, что даёт возможность превратить воспитательную работу в целенаправленный процесс.

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Анализ современных научных трудов по педагогике здоровья показал, что под технологиями здоровьесберегающей педагогики понимают «совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, без ущерба для здоровья школьников и педагогов».

Одна из основных целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – это обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии в образовании это многокомпонентное понятие, включающее как минимум четыре составляющие: санитарно–гигиенические, медицинские, профилактические и педагогические технологии. При развитии здорового образа жизни младших школьников предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей.

У педагогов очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Одними из важных приемов развития понятия о здоровом образе жизни являются практические занятия.

Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.

Несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с младшими школьниками.

Чистые руки: показать, как правильно мыть руки; доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

Здоровые зубы: показать на рисунке последовательность чистки зубов; почистить зубы щеткой и пастой; доказать, почему нужно чистить зубы, когда, как и какими пастами; составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».

Красивые ногти: показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах; правильно подстричь ногти на руках; почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

Внешний вид: выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы; доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Мероприятия на эти и другие темы проводятся в разных формах.

Одна из форм работы это беседа. Темы бесед могут быть самыми разнообразными, но затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек.

Проектная деятельность детей. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.

В течение года дети работают над проблемой сохранения здоровья и готовят папки – портфолио так же на различные интересующие детей темы: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д., оформляют стенды на соответствующие темы. Итогом работы должно стать мероприятие, которое целесообразно провести с использованием компьютерных презентаций, что особенно возбудит интерес детей.

Другим проектом может стать проект по озеленению класса.

Каждый ученик работает самостоятельно над личным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполняет поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» является определение пользы растения.

В результате должен быть составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам должен посадить и вырастить полезное растение, информацию о котором собирал.

Большое значение по формированию и развитию здорового образа жизни, воспитанию полезных привычек имеет игра.

В системе ученик-учитель игра является самым эффективным видом деятельности, т.к. позволяет на протяжении долгого времени сохранять работоспособность ученика. С помощью нее педагог раскрывает потенциал ребенка. Он подчиняет правила игры своим образовательным задачам.

Рассмотрим, какие игры можно использовать для формирования здорового образа жизни у младшего школьника.

Подвижные игры закрепляют навыки двигательной активности, а также обеспечивают социализацию ребенка. Такие игры легкодоступны, они не требуют большого количества времени для подготовки и можно обойтись без инвентаря. Подвижные игры требуют от ребенка определять цель и способ действия, а также использовать пространственную ориентировку. Она помогает совершенствовать восприятие и представление, развивает наблюдательность. Если игра носит соревновательный характер, то формируются такие качества как устремленность, настойчивость, наблюдательность, наблюдательность, целенаправленность, активность, инициативность. Они пригодятся в его дальнейшей жизни. Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов.

Интеллектуальные игры помогают закрепить термины, представления и знания на тему здорового образа жизни. Игры, в которых используется элемент психодрамы, закрепляют ролевые стереотипы, такие как: умение в нужный момент отказаться от чего-либо, развитие навыков общения, критического мышления о вредных привычках. Долговременные ролевые игры включают в себя проектную деятельность «больших» и «малых» коллективных творческих дел. Из интеллектуальных игр стоит выделить игры, в которых ребенок занимает место телезрителя. Речь идет о таких играх как «КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес» и т.п. Стимулом в этих играх будет система поощрительных баллов.

Исследовательские, проектные, здоровьесберегающие и игровые приемы и методы в организации внеурочной деятельности имеют следующие преимущества:

  1. Рациональное и эффективное использование не учебных нагрузок учащегося;
  2. Организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
  3. Учитывается вся внеурочная работа классного руководителя.

Программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей. Во внеурочной деятельности есть одна главная особенность, она объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Таким образом, в работе, направленной на развитие здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности, очень важно использовать такую педагогическую технологию, которая в совокупности представляет здоровье сберегающие приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Такие как уроки здоровья, беседы о здоровье, проектная деятельность, спортивные игры и другие формы с оздоровительным эффектом.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены