РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Подготовила
учитель начальной школы
высшей категории
Могутнова Наталья Михайлова

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».

«Здоровье - это ещё не все, но всё без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретёнными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Исследования Института возрастной физиологии позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика.
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания.
  6. Интенсификация учебного процесса.
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Вследствие неграмотной организации учебного процесса была получена следующая статистика: с 2009 года у учащихся увеличилось число нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем; прибавились нарушения эндокринной системы, болезни органов пищеварения.

У детей до 14 лет среди заболеваний занимают:

  • 1-е место — заболевания органов дыхания;
  • 2-е место — инфекционные и паразитарные болезни;
  • 3-е место — болезни нервной системы и органов чувств;
  • 4-е место — заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

В нашей школе по данным медсестры за 2 года можно составить такую картину:
чаще всего наши учащиеся болеют и пропускают уроки из-за: ОРЗ + ОРВИ, головные боли напряжения, хронический гастродуоденит, бронхиальная астма, госпитализация по диагнозу, частые обследования.

По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество здоровых детей составляет не более 10 — 12 %.

Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся ему.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Стратегические цели ориентированы на длительный период. Это формирование системы знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения, развитие интеллекта, памяти, мышления...

Тактические цели ориентированы на короткий промежуток времени — урок, занятие.

Что из себя представляет здоровьесберегающие технологии?

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Здоровьесберегающая технология - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
  • соответствие потребностей ребенка в знаниях и физиологическими возможностями.
  • учет леворукости и праворукости учащихся;
  • учет способа познания мальчиков и девочек;
  • учет двигательной активности, медлительности;
  • учет способа восприятия информации;
  • учет соотношения у учащихся интеллекта и креативности;
  • соответствие потребностей ребёнка в знаниях и физиологическими возможностями.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
  • принцип комплексного сквозного подхода;
  • принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей и др.

Средства здоровьесберегающих образовательных технологий включают в себя:

  • средства двигательной направленности (физические упражнения, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, танцевальные упражнения);
  • оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия);
  • гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня).

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению: «Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное и здоровье нравственное.

Наша цель заботиться о здоровье учащихся, не забывая из каких компонентов оно состоит!

Направления педагогической деятельности:

  • современные образовательные программы, методики и технологии;
  • морально – психологический климат;
  • рациональный режим дня, труда и отдыха;
  • экология и гигиена.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах нашей школы.

Учителя начальных классов в МБОУ Васильевской СОШ работают по традиционной программе, используя УМК «Школа России». Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока, где помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы.

Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Поэтому я и учителя начальных классов нашей школы, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель продумывает приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

В нашей школе созданы необходимые условия для осуществления здоровьесберегающей деятельности. Воздушно-тепловой режим, освещенность мест занятий, соблюдение размеров мебели соответствуют определенным требованиям. Для проведения спортивных занятий имеются: спортивный зал, спортивная площадка. Также организовано горячее питание. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы. Это проведение уроков физкультуры, проведение зарядки и физкультминуток на уроках, проведение Дней здоровья, а так же в расписание 1-2 классов введен новый предмет – ритмика.

В целях сохранения и поддержания здоровья учащихся применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Основные здоровьесберегающие технологии:

технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, разнообразные игровые технологии, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации обучения, технология раскрепощённого развития детей, педагогика сотрудничества.

Технология уровневой дифференциации обучения.

Целью этой технологии является создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей. Сущность этой технологии – усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта). Механизм – это методы индивидуального обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Дифференцированное обучение реализую через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых обучающихся и создать благоприятные условия для развития сильных детей.

Для медлительных снижаю темп опроса, стараюсь не торопить ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

Технология сотрудничества или педагогика сотрудничества.

Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, помогает разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением, которая позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья обучающегося. Здесь я использую следующие приемы организации деятельности:

  • работа в группах, работа в парах сменного состава, деятельность с элементами соревнования, взаимооценка,

Технология раскрепощённого развития детей.

Классификационные характеристики:

  • По уровню применения: общепедагогическая.
  • По философской основе: гуманистическая.
  • По основному фактору развития: комплексная: био-, социои психогенная.
  • По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
  • По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
  • По типу управления: система малых групп.
  • По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
  • По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
  • По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
  • По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманно-личностный подход к ребенку. Единство обучения и воспитания.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Технология развивающего обучения. Цель: развитие личности и её способностей. Сущность в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Механизм: вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры проводятся на всех этапах урока и направлены на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности, сообразительности.

Хочу сказать о кинезиологии.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Как говорил И. Кант: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Здоровьесберегающие технологии влияют на уровень здоровья учащихся. Результат моей работы показан в таблице. 

Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые мною на уроках в начальной школе.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова.

Выполняя упражнения на развитие дыхания по методике А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:

  • делать активный короткий вдох носом;
  • выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
  • вдох делать одновременно с движением;
  • все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
  • считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Физкультминутки

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.

Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Физминутки в начальных классах проходят с музыкальным сопровождение весело и интересно. Введение в структуру уроков физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Все уроки проводятся в заранее проветренных кабинетах.

В кабинетах вся наглядность распределена по периметру кабинета, так как это предполагает двигательную активность на уроке.

Необходимым условием эффективности использования здоровьесберегающих технологий в начальных классах является соблюдение режима дня. Поэтому с детьми и с родителями проводятся беседы по соблюдению режима дня, даются советы, как правильно распределять время и силы при выполнении домашнего задания, при заучивании стихотворений, как проводить время перед сном.

Особенное внимание мы уделяем гигиене, как в школе, так и дома. Проводятся беседы по профилактике заболеваний и половому воспитанию.

На неделях начальных классов провожу различные конференции по здоровьесберегающему направлению, демонстрирую фильмы и обучающие мультфильмы. Так была проведена конференция – «Я расту - здоровым».

Необходимо применять здоровьесберегающую технологию, которая помогает детям бороться с простудными заболеваниями, снижает агрессивность, помогает адаптации учащихся.

Вставки о здоровье. В уроки включаю задания, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

1. На уроках математики использую задачи, которые несут элемент здоровьесберегающей технологии. Например:
В сутки через легкие человека проходит около 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 месяц, 1 неделю, 1 год?

2. На уроках русского языка прожу словарную работу:
С.хар, м.л.ко, к.ньки, .рбуз, к.пуста, .гурец, п.мидор, м.рковь.
Задание: Найди лишней продукт, который вреден для здоровья в больших количествах. (сахар). Почему?.

3. Списывание текста о здоровье.
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут»..

4. На литературном чтении дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Внеклассная работа.

Одно из направлений моей воспитательной программы называется «Тропинка Здоровья». Поэтому на классных часах проводится целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни.

Мероприятия, направленные на формирование ПДД:

  • беседы: «Что значит быть ответственным?», «Я иду в школу»;
  • игры: «Красный, желтый, зеленый», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Мероприятия по правилам пожарной безопасности

Театрализованное представление по правилам пожарной безопасности: «Огонь - наш друг и враг!»

Личная гигиена, режим дня.

  • Ролевая игра: «Твой режим дня ».
  • Беседа-практикум: «Если хочешь быть здоров».

Вредные привычки.

  • Беседа: «Вредные привычки».
  • Классный час: «Курить – здоровью вредить».

Спортивные мероприятия.

  • Классный час: «Рыцарский турнир».
  • Спортивные соревнования.

Работа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании. Поэтому провожу тематические родительские собрания на тему: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров», «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Ребенок и компьютер» и другие.

Я поделились с вами своими наработками, которые применимы в каждой общеобразовательной школе. Что – то вы, возможно, примите к сведению.

Вывод.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Желаю всем коллегам здоровья и творческих успехов!

Список литературы.
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
5. «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000
6. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель.2009г.
7. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены