РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Теоретические подходы поддержки эмоционального здоровья младших школьников

Огромный поток информации, условия современной жизни накладывают отпечаток на все сферы жизни ребенка, в том числе, и на эмоциональную. Эмоциональное развитие становится помощником в реализации общения, преодоления трудностей, познании себя и мира. Развивающие технологии обучения не являются сейчас актуальными, так как процесс обучения строится на репродуктивном уровне. Ребенок не имеет возможности полностью реализовать себя, чувствовать себя комфортно эмоционально.

Эмоции – это индивидуальная особенность каждого ребенка, обеспечивающая эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Сам термин “здоровье” рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Сохранение эмоционального здоровья школьников — это целесообразно организованная система психологичес¬ких воздействий. Школьный возраст — это значительный период жизни, определяющий эмоциональный мир человека и механизмы его регуляции. Часто возникают критические оценочные ситуации, которые вызывают эмоциональный стресс у школьников; в будущем последствия эмоционального перенапряжения становятся устойчивыми и проявляются в образе жизни и поведении. Эффективна в работе по сохранению эмоционального здоровья младшего школьника специально составленная программа.

Её основными направлениями и задачами являются: снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня агрессивности; снижение психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого; обучение приемам релаксации; обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомимика; развитие умения понимать и выражать свои эмоции.

Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.

Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Мы часто наблюдаем эмоциональную нечувствительность детей к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям; бурные и неадекватные эмоции в ответ на реальные жизненные ситуации. Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения. Это в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На мой взгляд, целесообразно основной целью воспитания в начальной школе, ставить именно эмоциональное здоровье младшего школьника.

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от интеллектуального, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Личность ребёнка «не только дана, но и задана», подчеркивал педагог и психолог В.В. Зеньковский. Полноценное развитие личности ребёнка связано с его эмоциональным развитием.

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной и определяется - как составная часть психологического здоровья человека, обеспечивающая «…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней - ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного. Эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…»

Здоровье состоит из нескольких компонентов:

  • Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека.
  • Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Эмоциональное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

Современные психолого-педагогические исследования с тревогой отмечают факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учеников. Все больше и больше детей находятся в состоянии эмоциональной напряженности. Такие дети уязвимы, особенно чувствительны к предполагаемой обиде и остро реагируют на отношения окружающих.

Показателями эмоционального благополучия выступают: позитивная Я-концепция; общее эмоциональное состояние в школе; удовлетворенность учебной деятельностью; возможность достижения позитивных результатов и переживания собственного успеха; отношение к ситуации проверки знаний и оценки; удовлетворенность отношениями с учителем и взаимоотношениями в школьном коллективе.

Самое главное в настоящий момент – это прийти к пониманию всеми участниками процесса обучения и воспитания важности развития эмоциональной компетентности и объединения общих усилий в этом процессе. Без этого невозможно формирование мобильной, гибкой, способной к социальной адаптации и нацеленной на самореализацию личности. Современный человек для успешного воплощения себя в жизни должен быть компетентным в вопросах эмоционального самочувствия. Эмоциональная компетентность определяет способность выражать собственные эмоции так, чтобы они были поняты другими и, одновременно распознавать, эмоциональные проявления партнера по общению, умение управлять своими эмоциями и общую стрессоустойчивость личности. Без этих навыков невозможен также личностный и профессиональный рост педагогов. А воспитание таких качеств у младших школьников становится необходимым компонентом обучающей и воспитательной функции педагогической деятельности. И учить этому надо не только потому, что «потом это пригодится», а потому что сталкиваться с проблемами, решать непростые ситуации, делать значимые выборы приходится каждому из наших детей здесь, сегодня, сейчас.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  1. В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  2. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  3. В эмоциональном плане – честен, самокритичен, уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Здоровье учащегося зависит от правильной организации учебной деятельности: это
строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой.

Учитель должен постоянно заботиться о сохранении эмоционального здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Внимание у младших школьников кратковременное. Поэтому необходимо применять различные методы для переключения этого внимания. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Улыбка и ровный голос учителя создаёт то самое эмоциональное состояние и расположение к учёбе.

Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги часто сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Отбор в школу, внутришкольная дифференциация, публичный характер школьных достижений и неудач, особенности педагогического взаимодействия - всё это и многое другое способно создать напряжение у школьников в связи с процессом обучения.

Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами, к которым человек не имеет доступа. Человек не знает, откуда приходят его мысли и чувства. Самое мощное влияние на развитие имеют установки, возникшие в период становления личности. Вот почему так важно именно с первых дней пребывания ребенка в школе формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям. «…

Оптимистическая личность способна преодолевать трудности без ущерба для себя и своего развития, без искажения образа реального мира, сконструированного в воображении…»

Для формирования эмоционального здоровья младших школьников, применяю следующие методы работы: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме, инсценировка произведений, просмотр кинофильмов и др. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, праздники, игры, викторины и др. Эмоциональное благополучие, является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом. Оно в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога, и родителей. В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.

Принципы сохранения эмоционального здоровья.

Диалогичность.

Имеется в виду не только внешний диалог учитель - ученик или ученик - ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее. «… Путь к эмоциональному здоровью сосуществует с осознанием своего несовершенства…» Если ребёнок признает, что он ещё несовершенен, у него будет желание стать лучше, умнее. Появятся те самые положительные эмоции, которые будут способствовать развитию ребёнка.

Направленность на сложности.

Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик перестаёт бояться трудностей. Опасность воспринимается как сложная задача, знаменующая собой очередной поворот в жизни, как возможность внутреннего роста. Приходит понимание необходимости своего развития, своей жизни, своего опыта при отказе от возможности справиться с трудностью.

Направленность на творчество.

Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: «глубоко дышите», «примите тёплый душ», «дайте волю слезам». Широко используются механизмы защитных реакций: игнорирование, самоубеждение, переключение.

Самораскрытие.

Способность раскрыть свой внутренний мир - это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет «снять с души камень», посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основа сохранения эмоционального здоровья школьника.

Строгий отбор впечатлений.

Впечатление - не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт. «Находиться под впечатлением» означает, что человек действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее впечатление, тем дольше оно может управлять человеком. Поскольку воспитывающими могут оказаться не все впечатления, от некоторых из них необходимо уберечь ребенка. Это касается и отбора литературных произведений, как на уроках, так и для внеклассного чтения; и отбора фильмов для совместного просмотра; отбора экскурсий, путешествий, выставок и т.д.

Педагогические приемы:

  1. Включение в воспитательный процесс педагогических методов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и отношения.
  2. Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся. Здесь фантазия учителя и детей не знает предела: это могут быть и личные дневники ребят, и альбом «Мои успехи», и секретные пакеты для родителей и т.д.
  3. «Приём по личным вопросам» Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили. Каждый день после уроков учитель выделяет время, в которое ребята могут обратиться к нему один на один со своими трудностями. Разговоры «по душам» ведутся строго конфиденциально. На «приём» ребята записываются заранее. Иногда ребята приходят и по двое-трое, просят разрешить тот или иной конфликт.

Заключение

Таким образом, эмоциональное здоровье - это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

Проанализировав литературные источники, я получила знания, которые позволили, по-другому взглянуть на проблему сохранения эмоционального здоровья младших школьников. Людям, порой кажется, что эмоции сами развиваются или даже, что это явление передается по наследству. Это не так. Эмоции формируются у человека в процессе жизни. Очень важно сформировать и потом сохранить эмоциональное здоровье ребёнка.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены