РАЗРАБОТКИ
|
Здоровьесберегающая организация учебного процессаЧто для каждого из нас здоровье? Пожалуй, это самое главное в жизни. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей. Из 1000 новорожденных младенцев 800–900 уже имеют врожденные пороки развития. Здоровье является базисной характеристикой человеческой жизни. Если оценить долю всех факторов, определяющих уровень здоровья как 100%, то по мнению академика В.П. Петленко:
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Вот почему одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся. В Законе Российской Федерации “Об образовании” ст.51 говорится, что одной из функций образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
Анализ групп здоровья в 2014 году показал, что в 1-е классы нашей школы пришло только 9% детей с I группой здоровья, 62 % имеют II группу здоровья, 29% - III–IV группа здоровья. То есть около 90 % детей пришли к нам в школу из дошкольного учреждения и семьи, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Поэтому в школе очень важна правильная организация учебного процесса и учет зоны работоспособности учащихся. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение урока, учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Поэтому первое, на что необходимо обратить внимание – это правильное составление расписания уроков на неделю, на день. В рационально составленном расписании уроков должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В течение учебной недели пик работоспособности приходится на вторник, четверг. Наивысшая работоспособность в течение дня у детей – это 2-й и 3-й уроки. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Критерии здоровьесбережения: Характеристика и рекомендации по соблюдению технологического цикла 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать требованиям СанПина. Это температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей 2. Количество видов учебной деятельности, их смена, длительность и чередование, отвлечения от учебной работы. 3. Средняя продолжительность и частота чередования видов учебной деятельности:
Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 мин. Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся 4. Количество и чередование видов преподавания 5. Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки. 6. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке 7. Психологический климат на уроке Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу Стиль взаимоотношений на уроке учителя и ученика такой, при котором ученику комфортно. Во взаимоотношениях учеников – сотрудничество и дружелюбие. 8. Оздоровительные моменты на уроке:
Цель оздоровительных моментов: отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. Знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования способности управлять своими эмоциональными состояниями.
9. Наличие эмоциональных разрядок: поговорка, высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки 10. Правильная поза ученика во время занятий за столом:
Правильная рабочая поза при письме.
11. Соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами Важное значение в образовательном процессе придается охране психического здоровья детей . Медико - психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывает в состоянии хронического утомления . Внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
В своей педагогической деятельности, я применяю некоторые здоровьесберегающие образовательные технологии. Технологии личностно-ориентированного обучения, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Технологии развивающего обучения строятся на идеях Л.С.Выготского – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Я работала по различным развивающим программам. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности и происходит в “зоне ближайшего развития ребёнка”, что позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Всё это положительно влияет на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье. Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Педагогика сотрудничества, - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. На своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Часто применяю любимые детьми игровые технологии по разным предметам, по характеру урока, по видам деятельности. В игровой форме проходит словарная работа или решение примеров. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания некоторые задания устного счета можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Информационные технологии на уроке повышают интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. В своей работе так же использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Например, метод проектов . Много проектов дети выполнили по изучению здорового образа жизни. Это проекты на темы: “Осанка - стройная спина!”, “Здоровая пища для всей семьи”, “Растения – помощники человека” и др. Метод рефлексии – это процесс и результат фиксирования учеником состояния своего развития, саморазвития и причин его состояния. Использую приёмы : цветик – многоцветик (дети выбирают лепесток, цвет которого более подходит к цвету его настроения), неоконченная фраза (меня поразило, меня удивило, я узнал), ( доволен, не совсем доволен, недоволен, потому что...), моё настроение (нарисуй, с каким настроением ты закончил урок), синквейн и т.п. Чередование на уроках фронтальной, индивидуальной, групповой работы помогает повысить уровень осмысления и усвоения материала. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. Оздоровительные моменты на уроке Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности. Минимально 800 и максимально до 5000 движений в час. Именно поэтому я уделяю большое внимание двигательным моментам на уроках. В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
Главное в формировании здорового образа жизни, конечно, результат. Всем нам хочется, чтобы дети были здоровы и активны. Повышение уровня культуры детей я вижу в том , чтобы приучить их к самонаблюдению, самоконтролю за своим здоровьем. Научить сравнивать показания своего здоровья с нормативными показателями. Для этого для каждого ребёнка заведён свой паспорт здоровья, в котором каждый год школьной медсестрой фиксируются антропометрические данные, данные о перенесённых заболеваниях. Сюда же учитель физкультуры заносит результаты тестов по физкультуре. Дети имеют возможность увидеть все свои результаты и сравнить их с нормативами. Здоровье ребенка зависит от многих факторов – правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Следовательно, проблема здоровья детей – проблема комплексная и многоаспектная. Задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке условия, не приносящие вреда здоровью учащихся. Для этого необходимо соблюдать гигиенические нормы и использовать в работе методы, которые позволяют укреплять и сохранять здоровье детей.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены