РАЗРАБОТКИ
|
Проектно-исследовательская деятельность как механизм выявления и средство развития одаренности детейНельзя кого-либо изменить, В представленной статье рассматриваются психолого – педагогические условия, механизмы выявления и раскрытия умственной одаренности школьников, технологии, формы, методы организации проектно – исследовательской деятельности учащихся, как средства развития одаренности детей. Социально-экономические преобразования в современном российском обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые, перспективные цели. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом. Интерес к детской одаренности высок как в общеобразовательных организациях, так и в учреждениях дополнительного образования. В развитии детской одаренности как интегральной личностной характеристики образование выступает, как один из ведущих факторов. Отечественными учеными и педагогами (Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушинским, Ю.Д. Бабаевой, В.Н. Дружининым, С.Д. Дерябо, И.И. Ильясовым, Карповой С.И., Н.С. Лейтесом, А.М. Матюшкиным, А.И. Савенковым и др.) проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно - ориентированного и практико-ориентированного образования в условиях общего и дополнительного образования, позволившие разработать развивающие образовательные технологии, изменившие отношение к этой категории детей, и определить стратегию по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника как потенциально-одаренного ребенка. В современных условиях, которые требуют создания целостной системы поддержки одаренных детей, мы столкнулись с одной из основных проблем ‒ это интеллектуальное развитие этих детей. Для решения данной проблемы системе образования требуются изменения в приоритетах массовой школы, образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся. Одно из основных понятий исследования — «одаренность» — в «Рабочей концепции одаренности» Д. Б. Богоявленской раскрывается как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». В ходе исследований было выявлено, что в обучении интеллектуально- одаренных детей ведущее место принадлежит методам творческого характера (проблемным, поисковым, эвристическим, исследовательским, проектным) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Такие методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, соответствуют уровню познавательной активности и интересам одаренных учащихся. Система творческих методов реализуется посредством обогащенного (расширенного) содержания обучения, выходящего за рамки изучения традиционных тем учебного плана за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами, интегрированного содержания программ среднего общего и дополнительного образования. Индивидуализация обучения обеспечивается посредством использования дифференцированных форм освоения и предъявления учебной информации [2]. Такому типу обучения в полной мере соответствует проектно - исследовательская деятельность, предоставляющая широкий спектр возможностей для проявления школьникам своих интересов и способностей. Свободный выбор тем в соответствие с интересами учащихся, многообразие информационных источников, логика ведения исследования и этапы работы, выступление на публичной защите – активизируют умственную деятельность и способствуют формированию таких личностных качеств как инициатива, самоконтроль, настойчивость в достижении цели, широта умственного кругозора. В ходе проектной деятельности учащиеся получают возможность развивать способности детей в разных направлениях, при этом выявляя у них скрытую одаренность:
Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой вклад в развитие общества. Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Сегодня значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Перед педагогом стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей — задача, требующая совместных действий многих специалистов. Развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. В связи с этим, особое внимание в новых стандартах образования уделяется организации проектно-исследовательской деятельности учащихся: требованием ФГОС является «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы…». У одарённых детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Следовательно, в качестве определяющих характеристик одарённости школьников можно отметить следующие: − общие способности одаренных школьников, обуславливающие широту возможностей личности; − совокупность данных и степень их выраженности; − талантливость, − проявление задатков в определенной деятельности. Рассматривая разные виды деятельности школьников и учитывая основные цели и задачи школы, немало важным аспектом будет выбор направления работы для обнаружения творческих способностей и задатков одаренности обучающихся. Объединяя образовательную деятельность, организацию занятости детей во внеурочное время «наиболее адекватной формой развития одаренности в системе общего образования — по мнению С. Р. Гилядова, — является включение обучаемого в исследовательскую деятельность» [4]. И уже Н. И. Дереклеева подчеркнула, что исследовательский метод «организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании» [5]. В условиях внедрения ФГОС второго поколения одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы выявления одаренных детей. Проектно-исследовательская деятельность предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через включение личности в творческий процесс. Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, освоению различных методов. Я реализую проектно-исследовательскую деятельность не только через урок, но и через внеурочную деятельность. Это помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание найти нужную информацию, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач, что позволяет развивать одарённость детей. Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, он учится учиться. [3]. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. В настоящее время проектно-исследовательская деятельность активно внедряется в образовательный процесс, и я считаю, что проектно-исследовательская деятельность — это не только специфический механизм выявления одаренности детей, а также средство формирования знаний, но и определенный стимул, мотивация и средство для дальнейшей деятельности. Она помогает каждому ребенку совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к выбранному виду деятельности, а значит является эффективным средством развития одаренности учащихся. Очень многое зависит от школы, ее задача состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть (выявить) способности ребенка, поддержать его и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Заключение. В своей практике, я достаточно часто применяю метод проектов и исследовательский метод, и они действительно позволяет «раскрыть» одаренных детей. Проектно-исследовательская деятельность помогает не только выявить одарённость ребенка, но и определить область его одаренности и развить потенциальную одаренность, казалось бы, «неодаренных» детей. Выявление, воспитание и обучение одарённых детей — это трудная и широкомасштабная задача. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности и эту задачу должен помочь решить педагог. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены