РАЗРАБОТКИ
|
От учебного исследования к индивидуальному итоговому исследовательскому проекту по математикеДавыдова Елена Юрьевна, Организации проектно-исследовательской работы обучающихся по математике сопряжена с трудностями, которые являются объективным отражением особенностей предмета. Очевидно, что активная и заинтересованная исследовательская деятельность ученика возможна лишь в том случае, когда тема проекта будет лежать в сфере реальных увлечений и интересов личности, а содержание математического образования, по мере взросления обучающихся, начинает казаться большинству из них все более оторванным от повседневной жизнедеятельности. Тем не менее, важно, чтобы даже не способный к математике ученик, выполняя исследовательскую работу, выполнял ее с увлечением, формируя навыки учебного исследования и пополняя при этом свои предметные компетенции. Не менее важно, чтобы ученик, проявляющий повышенный интерес к математике, занялся действительно важными вопросами, которые помогут ему в дальнейшем стать полноценным участником олимпиадного движения, студентом и научным сотрудником. Однако пятиклассник вряд ли самостоятельно заинтересуется свойствами четности и нечетности чисел или другими аспектами олимпиадной математики. Конечно, можно и нужно подталкивать учеников к изучению важных серьезных вопросов, но стоит обязательно учитывать, что выбор темы учебного исследования является ключевым моментом успешной работы над исследованием младших школьников и индивидуальным итоговым проектом по предмету в дальнейшем. В работе с младшими школьниками, помогая формулировать темы исследования, учителю лучше полностью опираться на выбор ученика. Темы, которые выбирают пятиклассники, бывают крайне необычными по звучанию, но очень интересными для самих юных исследователей: «Рейтинг известных метеоритов», «Изменения параметров ордена Андрея Первозванного», «Траектория прокладки кабеля Сайруса Уэста Филда», «Прирост олимпийского рекорда по бегу с древности до наших дней», «Самая большая скорость наземного транспорта», «Что такое синус?» Ученики, увлеченные своими изысканиями, с удовольствием формулируют гипотезы, проблемы, выделяют предметы исследования, включают математическую составляющую в свою работу. Взрослея, ученики, проявляющие любовь к предмету начинают формулировать более серьезные темы исследования «Элементы теории игр», «Методы решения старинных задач», «Математические ребусы», «Методы решения логических задач», их исследования взрослеют вместе с ними. Со временем, ученики, не раз реализовавшие учебное исследование на разных этапах своего обучения по предмету, уже более уверенно берутся за серьезные проекты. Не смотря на кропотливую подготовительную работу, педагог не без трепета принимает руководство индивидуальным проектом в предметной области «Математика» у десятиклассников. А ведь для учеников разной степени заинтересованности в предмете исследование математике - это отличное подспорье в реализации личной образовательной траектории в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации. Приведу пример индивидуального проекта в предметной области «Математика», который под моим руководством осуществляли ученики, неоднократно участвующие в олимпиадах технического направления. Предметом их совместного исследования явился класс задач по теме «Числа и их свойства», один из самых трудных на профильном ЕГЭ по математике. Первоначальной гипотезой учеников стала возможность систематизировать алгоритмы решения задач по теме «Числа и их свойства», ранжировать их по степени усложнения, тем самым повысить навыки решения задач №18 из ЕГЭ и олимпиадных задач указанного класса. В ходе анализа участниками проекта немалого количества задачного материала перечневых олимпиад с целью выявления закономерностей и возможностей алгоритмизации решения ряда заданий по теме «Числа и их свойства» №18 ЕГЭ гипотеза изменилась. Формулируя окончательную гипотезу, ребята предположили, что им удастся составить авторские задачи по теме «Числа и их свойства» уровня №18 профильного ЕГЭ по математике с однократным использованием свойств делимости чисел и одновременным использованием нескольких из них: представление числа по его разрядам, свойства делимости на нестандартные числа, ограничение перебора искусственным неравенством. Новизну работы соавторы отметили в собственной систематизации свойств делимости чисел и нестандартных приемов решения задач такого типа. Актуальность связали с развитием научно-технического прогресса, в частности, цифровизацией почти всех областей жизнедеятельности человека, усилением потребности навыка построения математических моделей. Целью работы было поставлено создание авторских заданий по теме «Числа и их свойства» олимпиадного уровня и уровня ЕГЭ. Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач:
Объектом исследования явились приемы и способы доказательства числовых свойств с помощью их алгебраического представления. Предметом исследования является собственная систематизация нестандартных приемов в решении задач на числа и их свойства. Практическое значение работы обучающиеся определили следующим образом:
Методы теоретического исследования: сравнительный анализ. Положительную роль в работе над исследованием сыграл и тот факт, что ребята работали в группе из трех человек. Каждый из них отобрал свои приемы и методы решения сложных заданий. У каждого из участников проекта была возможность познакомиться с ними, обсудить работу друг друга и пополнить свой математический багаж. Таким образом, в ходе работы над проектом ученики активно совершенствовали и метапредметные универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные и регулятивные. В ходе исследовательской работы ребята отобрали наиболее сложные и практичные приемы решения задач на делимость: уединение квадрата, использование четности и нечетности чисел при доказательстве равенств, составление квадратного трехчлена относительно выражения с двумя переменными и выделение полного квадрата, удобного для анализа наименьшего значения выражения, составление уравнений с тремя переменными, решение уравнений с помощью перестановочного неравенства. Кроме того, в своей работе каждый из участников исследования подобрал задания на применение отдельных свойств делимости, нескольких свойств делимости одновременно, создал свои авторские задачи уровня задания №18 ЕГЭ. На основании исследования, проведенного в рамках реализации индивидуального проекта, и полученных результатов обучающиеся в значительной мере реализовали все намеченные этапы личной образовательной траектории, значительно повысив предметную подготовку по теме «Числа и их свойства», продолжили формирование важнейших личностных качеств. Во время защиты индивидуального проекта участники проекта показали высокий уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий. Продукт, подготовленный учениками в ходе выпускной исследовательской деятельности, вполне может использоваться как руководство при подготовке к ЕГЭ в теме «Числа и их свойства». Осуществить серьезное математическое исследование и представить его совсем непросто. И, конечно, успеху такой работы должна способствовать неоднократная практика в осуществлении учебного исследования. Стоит надеяться, что сформированные умения помогут кому-нибудь из учеников осуществить настоящее математическое исследование, а, возможно, стать серьезным ученым в такой непростой предметной области как "Математика". Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены