РАЗРАБОТКИ
|
Организация внеклассной учебно-проектной деятельности по математике в 5-9 классах как средство формирования УУД обучающихсяПроектирование - это обучение через делание. Не секрет, что одной из возникающих проблем образовательного процесса является нехватка учебного времени на освоение многообразия тем по образовательной программе в рамках одной учебной дисциплины. Организация педагогом внеклассной проектной деятельности обучающихся может нивелировать данную проблему. Под проектом понимается буквально "нечто брошенное, пущенное вперед", то есть это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, позволяющий им быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат своей учебно-познавательной деятельности и создание своего творческого продукта. В педагогическом процессе технология проектной деятельности - это личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, прежде всего, ориентирована на личность, зависит от её характера и накопленного ранее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим, практическим и творческим проектом, которая планируется, доводится до завершения самим обучающимся под руководством педагога. Таким образом создаются условия для формирования универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, - то есть условия для развития продуктивной мыслительной деятельности обучающихся. Для организации внеклассной проектной деятельности учителю необходимо:
Поскольку особенность ФГОС нового поколения - это деятельностный характер, главная задача - развитие личности учащегося, а результат обучения - владение реальными видами деятельности (УУД), то с этих позиций предлагаемая далее система организации внеклассной учебно-проектной деятельности учащихся с 5-го по 9-ый класс органично вписывается в образовательный процесс (2015-2020 г.г.). 5-6 классы Обучение математике в 5-6 классах велось, согласно Федеральному перечню учебников, по линии учебников авторского коллектива - Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.: "Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс.", издательство "Сферы", 2015г.; "Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс." , издательство "Сферы", 2016г. Проект "Комбинаторные задачи" (индивидуальный или в парах) Проблемная ситуация: математические задачи названы комбинаторными. Цель: познакомиться с тремя типами комбинаторных задач, научиться решать самому(самим) и научить других, возможность проявить творчество. Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности: электронная презентация. Рекомендуемое содержание слайдов презентации:
Дополнение: записи на слайдах должны быть крупным шрифтом, сопровождаться иллюстрациями(рисунками, схемами, чертежами, фото). Примерный срок выполнения проекта: четыре недели. Применение: пособие для изучения, закрепления, повторения на уроках математики по теме "Решение текстовых задач" в 5-9 классах. После предварительного просмотра презентаций учитель определяет готовность той или иной презентации к показу, устанавливает параметры и критерии оценивания, советует доработать презентацию с позиции критериев оценивания. Составляется и заполняется ведомость оценивания учителем каждой презентации. Определяется рейтинг лучших работ. На последующих уроках предлагается представлять классу по одной презентации в течение четверти(полугодия). Проект "Объемные фигуры" (индивидуальный) Проблемная ситуация: в учебнике объемные фигуры изображены на плоской бумаге. Цель: познакомиться с понятием многогранника, его видами, развертками, научиться собирать бумажную модель, проявить творчество. Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности:
Рекомендуемое содержание слайдов презентации:
Дополнение: записи на слайдах должны быть крупным шрифтом, сопровождаться иллюстрациями(рисунками, схемами, чертежами); фотографии крупно и с кратким пояснением. Примерный срок выполнения проекта: четыре недели. Применение: школьная выставка, конкурс, пособие для изучения фигур на уроках. По результатам практической работы организуется выставка и конкурс на лучший многогранник в каждой группе фигур (вид многогранника: призма, пирамида, правильный многогранник). Фигурам присваивается номер, по которому учитель определит имя победителя в результате голосования учащихся всех классов, занимающихся в кабинете, где представлена экспозиция моделей фигур. Проект "Женщина-математик" (индивидуально или в парах) Проблемная ситуация: вклад в развитие математики вносили только мужчины. Цель: соприкоснуться с историей развития математики через знакомство с биографией женщины-математика, осознать влияние математики на жизнь отдельно взятого человека, его личный вклад в развитие науки, выразить своё отношение к личности ученого. Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности: электронная презентация, доклад. Рекомендуемое содержание доклада, презентации (как иллюстрации, дополнения к докладу):
Примерный срок выполнения проекта: четыре недели. Применение: школьные математические чтения, посвященные С.В.Ковалевской; пособие для применения на уроках по теме "История развития математики"в 5-9 классах. 7-9 классы Обучение в 7-9 классах велось, согласно Федеральному перечню учебников, по линии учебников авторского коллектива - Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М.Н.Шабунин:"Алгебра, 7", издательство "Просвещение", 2017; "Алгебра, 8", издательство "Просвещение", 2018; "Алгебра, 9"; издательство "Просвещение", 2019г.; Геометрия,7-9" авторов Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина, издательство "Просвещение", 2017г. Проект "Интересное о математике от интересных людей" (индивидуальный) Проблемная ситуация: есть мнение, что интерес к математике проявляют только математики. Цель: показать себе и ученическому сообществу отношение к математике известных людей (поэтов, философов, писателей, физиков, химиков, биологов, художников, музыкантов) имеющих отношение к различным наукам, расширив свой кругозор; задуматься и определить своё отношение к математике. Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности: тематическая листовка на экспозиции "Известные люди о математике". Рекомендуемое содержание: на листе фА4 книжной ориентации напечатать
Примерный срок выполнения работы: неделя. Применение: экспозиция "Интересное о математике от интересных людей" в рамках недели математики. Проект "Математика в различных областях знания:
(в парах или в группах) Проблемная ситуация: 1) математика - царица всех наук, или 2) математика - служанка всех наук. Цель: найти примеры проникновения математического знания в другие области знания и сферы жизнедеятельности человека; попытаться аргументированно разрешить проблемную ситуацию. Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности: электронная презентация, стенгазета, буклет. Рекомендуемое содержание:
Примерный срок выполнения проекта: четыре недели. Применение: школьные математические чтения, посвященные С.В.Ковалевской и экспозиция "Математика в различных областях знания" в рамках недели математики; научно-практическая конференция; расширение кругозора на уроках математики в 5-9 классах. Проект "Три доказательства теоремы Пифагора" (индивидуальный или в парах) Проблемная ситуация: в учебнике представлены два доказательства теоремы Пифагора, но отмечено, что их существует более 100, другие, видимо, сложные. Цель: научиться доказывать теорему Пифагора одним из 100 имеющихся способов её доказательства, расширить представление о способах доказательства, значимости теоремы. Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности: электронная презентация, доклад-брошюра-буклет. Рекомендуемое содержание доклада-брошюры, электронной презентации:
Примерный срок выполнения проекта: четыре недели. Применение: школьные математические чтения, посвященные С.В.Ковалевской; учебное пособие для изучения, закрепления и повторения теоремы Пифагора и её доказательства (способы доказательства) на уроках геометрии в 8-9 классах. Проект "Калейдоскоп геометрических фигур: многогранники, тела вращения, правильные многогранники" (работа в группах) Цель: познакомиться со стереометрическими фигурами на более высоком информационном уровне для последующего их изучения в курсе стереометрии 10-11 классов, где встречаются и в каком качестве; продемонстрировать бумажные модели шести фигур по выбранной теме ученическому сообществу. Три темы-номинации в каждом классе:
Задачи:
Продукт учебно-познавательной деятельности: модели шести стереометрических фигур, электронная презентация. Содержание учебно-познавательной работы (проекта): 1) шесть бумажных моделей геометрических пространственных фигур: а) примерные размеры-измерения фигуры : длина ребра основания или радиус 15-20 см, высота 40 см; 2) презентация в электронном виде своей практической работы (20-25 слайдов с иллюстрациями): а) титульный лист-слайд: тема, состав инициативной группы(авторы работы), руководитель, эпиграф-цитата по теме, небольшой рисунок (иллюстрация, символ, логотип); Примерный срок выполнения проекта: четыре недели. 1 неделя:
2 неделя:
3 неделя:
4 неделя:
Применение: экспозиция и конкурс "Калейдоскоп геометрических фигур", математические чтения в рамках проведения недели математики; наглядное пособие для пропедевтики, изучения, повторения стереометрических фигур на уроках математики в 6 классе, на уроках геометрии в 9-11 классах. Следует отметить, что по мере продвижения представленной деятельности во времени пошаговый инструктаж со стороны учителя должен постепенно уменьшаться и сойти на нет (9 класс), когда учитель предлагает ученикам определенный спектр тематики учебно-познавательного материала для внеклассной учебно-проектной деятельности, а ученики самостоятельно организуют этот процесс: выбор темы, его обоснование, объединение в группу, распределение ролей, постановка цели и задач, представление результата (продукта), его значимость для себя и других, оценка своей деятельности. Итак, представленная система организации внеклассной учебно-проектной деятельности учащихся, применяемой в процессе освоения ими программы основного общего образования, способствует формированию УУД и развитию их личности, согласно задачам и особенностям ФГОС нового поколения.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены