РАЗРАБОТКИ
|
Географическое осмысление воспитательного потенциала в проектной деятельностиАктуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогов на использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, на применение новых методов подачи материала и контроля знаний школьников. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная и исследовательская деятельность обучающихся - процесс совместной работы учащегося, педагога-руководителя по поиску неизвестного решения, в результате которого у ребят формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрение в целом. В настоящее время целью всего образования, в том числе географического, является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности. Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать. «Любить свою Родину – значит знать её». С одной стороны, проектно-исследовательская деятельность предъявляет серьёзные требования к педагогу-руководителю, выступающему инициатором, координатором, консультантом, экспертом проекта: ему необходимы высокая степень самоотдачи, эрудиция, терпение, самообладание, увлеченность. С другой стороны, именно такая работа повышает мотивацию юных исследователей и проектантов к познанию окружающего мира, даёт им возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей, воспитывает у ребят самостоятельность, инициативность, креативность, развивает коммуникабельность, приводит к осознанию роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий для получения результата. Для осуществления данного направления и повышения воспитательного потенциала у учащихся исхожу из следующих принципов: 1. Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающихся в эмоциональной подаче материала исследования. Мало говорить правильные патриотические слова, нужно, что бы они доходили до чувств учащихся. Учителю, необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать литературу, картины, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала. 2.Принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью, как мы все знаем, имеет несколько аспектов: а) краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной географии в связке с историей края; Учащиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства. Проектно-исследовательская деятельность устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения школьника к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях, и способствует повышению уверенности в себе каждого участника проектного обучения. Наиболее интересной, социально значимой и перспективной нам представляется организация проектной деятельности по краеведению, которой мы занимаемся с учащимися во внеурочное время с 2007 года, приобщая ребят к историческому, культурному и природному наследию малой родины, воспитывая на конкретных примерах духовно-нравственные и патриотические чувства у детей. Интерес к тому, что ближе, доступнее - это основа интереса ко всему остальному, помогающая составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы. Такие знания, обогащенные уникальным индивидуальным опытом, являются наиболее ценными, подлинной основой формирования гражданских качеств юного человека. Краеведение, усиливая воспитательные возможности проектно-исследовательской деятельности, помогает обучающимся понять ценность той земли, на которой они живут. В ходе краеведческого поиска у ребят формируется образец взрослости - самостоятельная научно-исследовательская деятельность. Именно в ней проявляется возможность формулировать гипотезы, определять систему актуальных ценностей, отстаивать свою точку зрения, вырабатывать собственную оценку происходящего. Успешно проведенный проект дает возможность представить его результаты общественности на конференциях и конкурсах разных уровней. А это важный шаг на пути самореализации для ученика. Каждое такое мероприятие - это новая ступенька его роста. На протяжении нескольких лет ученики нашей школы представляют свои проекты на конкурсах проектных и исследовательских работ проводимые на базе Оренбургского педагогического государственного университета: «Новые горизонты географии», региональный Конкурс исследовательских работ школьников 5-9 классов по географии, творческий конкурс «Областной Турнир по географии», областным Эколого-биологическим центром, Оренбургским государственным университетом: НПК «Университетские школы». Многие работы были удостоены призовых мест и отправляются на Всероссийские конкурсы исследовательских работ. Такие достижения являются, бесспорно, колоссальным мотивационным стимулом для юных краеведов в освоении новых вершин проектной деятельности. Первые шаги в краеведческой проектно-исследовательской деятельности делают с 1-го класса, которые в своих исследованиях уже задумываются над различными проблемами и представляют свои работы на школьных и районных конкурсах исследовательских проектов «Природа. Наука. Человек» и «Науки юношей питают…». В последние годы мы наблюдаем усиление активности детей в работе конференций и конкурсов: они задают вопросы и участвуют в обсуждении проектов. Это показывает, что коммуникативная компетенция у большинства обучающихся, участвующих в проектно-исследовательской деятельности, сформирована достаточно хорошо. Ежегодно на секциях городских исследовательских и проектных мероприятий работают дети с ОВЗ (с сохранным интеллектом), для которых участие в проектной деятельности, в том числе в процессе публичной защиты, имеет особенное значение для их личностного развития. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом, и взрослые (учителя, члены семьи), помогающие школьникам реализовывать проект, должны использовать его в работе с детьми. Итак, географическое образование уникально, цели его широки, задачи многообразны. Это образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Без географии вы нигде! И в заключении хочу сказать, что лучше географии предмета не сыскать, мир географии огромен, стремитесь вы его познать. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
20 интересных фактов о школах в разных странах Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Плюсы хорошего поведения в школе Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Польза утренней гимнастики для детей Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка Родителям
Гимнастика для глаз как один из видов здоровьесбережения дошкольников Консультация для родителей «Эффективный родитель. Ненасильственные методы воспитания детей» Школьная форма: не жарко и не холодно Как воспитывать ребенка, чтобы им гордиться? Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены