РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Географическое осмысление воспитательного потенциала в проектной деятельности

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогов на использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, на применение новых методов подачи материала и контроля знаний школьников. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная и исследовательская деятельность обучающихся - процесс совместной работы учащегося, педагога-руководителя по поиску неизвестного решения, в результате которого у ребят формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрение в целом.

В настоящее время целью всего образования, в том числе географического, является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности.
Уникальность географии как одной из дисциплин заключается в том, что не только на уроках, но и в процессе проектно-исследовательской деятельности, одновременно исследуем проблемы окружающей среды и общества; рассматриваем общество, природную среду во взаимосвязи. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания является успешным только тогда, когда не только к каждому уроку, но и каждому исследовательскому проекту, будет придана воспитательная направленность.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.

«Любить свою Родину – значит знать её».
В.Г. Белинский.

С одной стороны, проектно-исследовательская деятельность предъявляет серьёзные требования к педагогу-руководителю, выступающему инициатором, координатором, консультантом, экспертом проекта: ему необходимы высокая степень самоотдачи, эрудиция, терпение, самообладание, увлеченность. С другой стороны, именно такая работа повышает мотивацию юных исследователей и проектантов к познанию окружающего мира, даёт им возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей, воспитывает у ребят самостоятельность, инициативность, креативность, развивает коммуникабельность, приводит к осознанию роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий для получения результата.

Для осуществления данного направления и повышения воспитательного потенциала у учащихся исхожу из следующих принципов:

1. Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающихся в эмоциональной подаче материала исследования. Мало говорить правильные патриотические слова, нужно, что бы они доходили до чувств учащихся. Учителю, необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать литературу, картины, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала.

2.Принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью, как мы все знаем, имеет несколько аспектов:

а) краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной географии в связке с историей края;
б) политический аспект, заключающийся в отражении и оценке политических событий в исследовании и проекте;
в) научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;
г) экологический, природоохранный, правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами, воспитывающий бережное отношение к природе;
д) практический, профориентационный, готовящий школьников для работы в хозяйстве страны, для службы в армии и в других сферах.

Учащиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства.
В данный момент, несмотря на санкционное давление со стороны недружественных стран, Россия активно включается в мировое сообщество. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с необъятными просторами и природными богатствами, необыкновенной красотой России.

Проектно-исследовательская деятельность устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения школьника к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях, и способствует повышению уверенности в себе каждого участника проектного обучения.

Наиболее интересной, социально значимой и перспективной нам представляется организация проектной деятельности по краеведению, которой мы занимаемся с учащимися во внеурочное время с 2007 года, приобщая ребят к историческому, культурному и природному наследию малой родины, воспитывая на конкретных примерах духовно-нравственные и патриотические чувства у детей. Интерес к тому, что ближе, доступнее - это основа интереса ко всему остальному, помогающая составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы. Такие знания, обогащенные уникальным индивидуальным опытом, являются наиболее ценными, подлинной основой формирования гражданских качеств юного человека.

Краеведение, усиливая воспитательные возможности проектно-исследовательской деятельности, помогает обучающимся понять ценность той земли, на которой они живут.
Содержание проектных работ по краеведению касается нескольких направлений: мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития; я и природа (изучение природных особенностей края, его экологических проблем); культура моего края; известные земляки.

В ходе краеведческого поиска у ребят формируется образец взрослости - самостоятельная научно-исследовательская деятельность. Именно в ней проявляется возможность формулировать гипотезы, определять систему актуальных ценностей, отстаивать свою точку зрения, вырабатывать собственную оценку происходящего.

Успешно проведенный проект дает возможность представить его результаты общественности на конференциях и конкурсах разных уровней. А это важный шаг на пути самореализации для ученика. Каждое такое мероприятие - это новая ступенька его роста.

На протяжении нескольких лет ученики нашей школы представляют свои проекты на конкурсах проектных и исследовательских работ проводимые на базе Оренбургского педагогического государственного университета: «Новые горизонты географии», региональный Конкурс исследовательских работ школьников 5-9 классов по географии, творческий конкурс «Областной Турнир по географии», областным Эколого-биологическим центром, Оренбургским государственным университетом: НПК «Университетские школы». Многие работы были удостоены призовых мест и отправляются на Всероссийские конкурсы исследовательских работ. Такие достижения являются, бесспорно, колоссальным мотивационным стимулом для юных краеведов в освоении новых вершин проектной деятельности.

Первые шаги в краеведческой проектно-исследовательской деятельности делают с 1-го класса, которые в своих исследованиях уже задумываются над различными проблемами и представляют свои работы на школьных и районных конкурсах исследовательских проектов «Природа. Наука. Человек» и «Науки юношей питают…».
Краеведческая проектно-исследовательская деятельность помогает формированию у ребят активной гражданской позиции.

В последние годы мы наблюдаем усиление активности детей в работе конференций и конкурсов: они задают вопросы и участвуют в обсуждении проектов. Это показывает, что коммуникативная компетенция у большинства обучающихся, участвующих в проектно-исследовательской деятельности, сформирована достаточно хорошо.

Ежегодно на секциях городских исследовательских и проектных мероприятий работают дети с ОВЗ (с сохранным интеллектом), для которых участие в проектной деятельности, в том числе в процессе публичной защиты, имеет особенное значение для их личностного развития.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом, и взрослые (учителя, члены семьи), помогающие школьникам реализовывать проект, должны использовать его в работе с детьми.

Итак, географическое образование уникально, цели его широки, задачи многообразны. Это образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества.

Без географии вы нигде!
А нигде – это страшно…

И в заключении хочу сказать, что лучше географии предмета не сыскать, мир географии огромен, стремитесь вы его познать.

Список литературы:
1. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 2000, № 7, с 151-157.
2. Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. 2010.
4. Душина И. В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО “Издательство Астрель”, 2002.
5. Ковалев В. В. Теоретические основы совершенствования географического образования в условиях межпредметной интеграции в школе, 2006.
6. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М. , 1985.
7. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
8. Лихачев А. С верою в силу добра.
9. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» – 1№6. – С2.
10. Баринова И. И, Ром России. – // Методическое пособие 8-9 классы. – М.:Издат. дом «Дрофа», 1998. –с 35-46.
10. Викторова Л.П. Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников. Дисс. д.п.н. /Рос.гос.пед.ун-т им.А.И. Герцена. СПб., 2002.
11. Вилейто Т.В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при использовании межпредметных связей географии, истории и иностранного языка (на примере курса географии 7 класса). Дисс. к.п.н. /Рос.гос.пед.ун-т им.А.И.Герцена. СПб., 2004.
12. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова. – М.: Московский лицей, 2002.
13. Новые взгляды на географическое образование / Под ред. В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 2003.
14. Бодня Т.В. Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности школьников, старший методист НМО МАУ ДО ДТД «Юниор»; Новосибирск, 2015.
15. Толстикова И. В. Воспитательный потенциал содержания географии как учебного курса современного образования, учитель географии МБОУ СОШ №1 г. Донецк Ростовской области, 2012.
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены