РАЗРАБОТКИ
|
Географическое осмысление воспитательного потенциала в проектной деятельностиАктуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует педагогов на использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, на применение новых методов подачи материала и контроля знаний школьников. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная и исследовательская деятельность обучающихся - процесс совместной работы учащегося, педагога-руководителя по поиску неизвестного решения, в результате которого у ребят формируется исследовательский стиль мышления и мировоззрение в целом. В настоящее время целью всего образования, в том числе географического, является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности. Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать. «Любить свою Родину – значит знать её». С одной стороны, проектно-исследовательская деятельность предъявляет серьёзные требования к педагогу-руководителю, выступающему инициатором, координатором, консультантом, экспертом проекта: ему необходимы высокая степень самоотдачи, эрудиция, терпение, самообладание, увлеченность. С другой стороны, именно такая работа повышает мотивацию юных исследователей и проектантов к познанию окружающего мира, даёт им возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей, воспитывает у ребят самостоятельность, инициативность, креативность, развивает коммуникабельность, приводит к осознанию роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий для получения результата. Для осуществления данного направления и повышения воспитательного потенциала у учащихся исхожу из следующих принципов: 1. Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающихся в эмоциональной подаче материала исследования. Мало говорить правильные патриотические слова, нужно, что бы они доходили до чувств учащихся. Учителю, необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать литературу, картины, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала. 2.Принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью, как мы все знаем, имеет несколько аспектов: а) краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной географии в связке с историей края; Учащиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства. Проектно-исследовательская деятельность устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения школьника к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, пробелами в знаниях, и способствует повышению уверенности в себе каждого участника проектного обучения. Наиболее интересной, социально значимой и перспективной нам представляется организация проектной деятельности по краеведению, которой мы занимаемся с учащимися во внеурочное время с 2007 года, приобщая ребят к историческому, культурному и природному наследию малой родины, воспитывая на конкретных примерах духовно-нравственные и патриотические чувства у детей. Интерес к тому, что ближе, доступнее - это основа интереса ко всему остальному, помогающая составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы. Такие знания, обогащенные уникальным индивидуальным опытом, являются наиболее ценными, подлинной основой формирования гражданских качеств юного человека. Краеведение, усиливая воспитательные возможности проектно-исследовательской деятельности, помогает обучающимся понять ценность той земли, на которой они живут. В ходе краеведческого поиска у ребят формируется образец взрослости - самостоятельная научно-исследовательская деятельность. Именно в ней проявляется возможность формулировать гипотезы, определять систему актуальных ценностей, отстаивать свою точку зрения, вырабатывать собственную оценку происходящего. Успешно проведенный проект дает возможность представить его результаты общественности на конференциях и конкурсах разных уровней. А это важный шаг на пути самореализации для ученика. Каждое такое мероприятие - это новая ступенька его роста. На протяжении нескольких лет ученики нашей школы представляют свои проекты на конкурсах проектных и исследовательских работ проводимые на базе Оренбургского педагогического государственного университета: «Новые горизонты географии», региональный Конкурс исследовательских работ школьников 5-9 классов по географии, творческий конкурс «Областной Турнир по географии», областным Эколого-биологическим центром, Оренбургским государственным университетом: НПК «Университетские школы». Многие работы были удостоены призовых мест и отправляются на Всероссийские конкурсы исследовательских работ. Такие достижения являются, бесспорно, колоссальным мотивационным стимулом для юных краеведов в освоении новых вершин проектной деятельности. Первые шаги в краеведческой проектно-исследовательской деятельности делают с 1-го класса, которые в своих исследованиях уже задумываются над различными проблемами и представляют свои работы на школьных и районных конкурсах исследовательских проектов «Природа. Наука. Человек» и «Науки юношей питают…». В последние годы мы наблюдаем усиление активности детей в работе конференций и конкурсов: они задают вопросы и участвуют в обсуждении проектов. Это показывает, что коммуникативная компетенция у большинства обучающихся, участвующих в проектно-исследовательской деятельности, сформирована достаточно хорошо. Ежегодно на секциях городских исследовательских и проектных мероприятий работают дети с ОВЗ (с сохранным интеллектом), для которых участие в проектной деятельности, в том числе в процессе публичной защиты, имеет особенное значение для их личностного развития. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность обладает значительным воспитательным потенциалом, и взрослые (учителя, члены семьи), помогающие школьникам реализовывать проект, должны использовать его в работе с детьми. Итак, географическое образование уникально, цели его широки, задачи многообразны. Это образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Без географии вы нигде! И в заключении хочу сказать, что лучше географии предмета не сыскать, мир географии огромен, стремитесь вы его познать. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены