РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Буктрейлер как способ формирования читательской компетентности

«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Автор этих слов Уильям Херд Килпатрик, один из основоположников «метода проектов», профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете.

Многочисленные проведённые исследования доказывают, что большинство современных лидеров во всех сферах жизнедеятельности – это люди, обладающие проектным типом мышления и способные идейно мыслить. Однако такими успешными люди не становятся в одночасье. Грамотное целеполагание, эффективное планирование подразумевает постепенное освоение наработанных в опыте всего человечества средств и методов. Наилучшие возможности для всего этого предоставляет проектная деятельность, реализуемая в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе.

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования и способствует всесторонней реализации деятельностного подхода, который на современном этапе является основным в образовании. Через неё формируются все универсальные учебные действия, прописанные в ФГОС.

Однако не все участники педагогического процесса сегодня правильно представляют себе суть проектной деятельности, неверно считая проектом работу самого различного жанра: традиционный реферат, доклад, презентацию, сочинение исследовательского характера и т.д.

В различных источниках можно найти определения этого понятия. Приведем некоторые из них.

Проект – замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. [2]

Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но, в тоже время, определенного результата. [3]

Очень часто можно встретить сочетание «проектная и исследовательская деятельность». Главное отличие проектной деятельности от исследовательской в том, что в результате первой мы получаем конкретный продукт, а в результате второй – новые сведения и выводы по выбранной проблеме.

Для меня, педагога-словесника, одним из направлений работы является формирование и развитие читательской компетентности обучающихся. Мы понимаем, что современный мир диктует условия, в которых традиции чтения с каждым годом утрачивают своё значение в формировании личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, так и на развитие подростка в частности, вытесняют книгу, интерес к ней постепенно утрачивается.

Что необходимо, чтобы у современного ребенка появилось желание прочитать книгу? Интерес. Любопытство. Удовольствие от процесса. Осознание радости от достижения конечной цели. Потребность в новых впечатлениях.

Учителю-словеснику приходится работать с детьми «поколения Z», которые буквально живут в цифровой среде. Привычный для них формат чтения –это статья небольшого объема, мини-новости или формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ мыслей подрастающего поколения отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах – поверхностностью. Понимая, что, кардинально оградив детей от воздействия современных гаджетов, невозможно решить вопрос кризиса чтения, мы решили использовать их в образовательных целях: было решено применить метод проектов в создании и использовании буктрейлеров в образовательном пространстве.

Буктрейлер – (англ. booktrailer) – короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге[1]. Продолжительность буктрейлера обычно составляет не более 3 минут. Создается он с целью прорекламировать книгу и пропагандировать чтение.

Цель нашего проекта – повысить читательскую компетентность через создание и использование буктрейлеров на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Реализация поставленной цели проекта обусловливает решение комплекса задач:

  • выявить приёмы организации деятельности школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности;
  • использовать различные методы, приёмы и формы уроков для изучения и анализа художественных произведений;
  • изучить технологию создания видеороликов, буктрейлеров;
  • научить обучающихся самостоятельно создавать буктрейлеры и презентовать их на различном уровне.

Гипотеза: создание и дальнейшее использование буктрейлеров может способствовать повышению читательской компетентности обучающихся.

Данный проект имеет практико-ориентированную направленность:

  1. создание буктрейлера – развивающий досуг с использованием ИКТ-технологий и ЭОР;
  2. медиатека для библиотек и учителей литературы;
  3. качественный буктрейлер как информация о новой книге.

Методы реализации проекта: практические, словесные, наглядные, ЭОР.

Предполагаемый результат:

  • положительная динамика качества знаний учащихся по литературе;
  • повышение уровня читательской активности;
  • повышение творческой активности личности;
  • разработка методического пособия по созданию буктрейлеров;
  • создание медиатеки по книгам, охватывающим круг чтения обучающихся.

Методические рекомендации по созданию и представлению буктрейлера

  1. Средний интервал ролика – до 3 минут. В некоторых случаях можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии сюжетного и логично выстроенного видеоряда.
  2. Желательно соблюдение единообразия иллюстраций.
  3. Ролик должен заинтересовать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Работа не должна сводиться к пересказу текста.
  4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным.
  5. Помните про закон об авторских правах.

Условия реализации проекта

Необходимые технические средства:

  • Компьютер с лицензионным ПО по созданию видеороликов.
  • Видеокамера, фотоаппарат.
  • Проектор / телевизор для просмотра готового буктрейлера.

Риски:

  • дополнительная нагрузка для учащихся;
  • высокая стоимость программного обеспечения;
  • быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров;
  • нехватка компьютеров;
  • различный уровень восприятия у учащихся.

Апробация. Буктрейлер, созданный в рамках данного проекта моей ученицей Азалией, был представлен на республиканском конкурсе «Читающие родители – читающие дети-2018» и занял 1-е место.

Буктрейлер на башкирском языке Дарины по произведению Мукарамы Садыковой «По зову Жар птицы» - призер республиканского конкурса «Самый талантливый читатель/Иңһәләтле китап уҡыусы», посвященного Году башкирского языка.

Также в рамках реализации проекта были созданы следующие видеоролики: «Добру и радости откроем сердца» по повести М. Карима «Радость нашего дома», «Уроки мудрости» по повести Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», по произведению И. Пивоваровой «Рассказы Люси Синициной ученицы 3 класса», буктрейлер на башкирском языке «Һаумы, Ҡояшҡай» по одноименному произведению К. Муртазиной.

Как показывает практика, использование проектной деятельности в образовательном процессе открывает новые возможности для развития их творческих способностей, повышает мотивацию учащихся к чтению и учению.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены