РАЗРАБОТКИ
|
Инновационные технологии в обучении иностранному языку в системе среднего профессионального образованияТермин «инновация» относительно молод и, соответственно, существуют разные подходы к определению данного понятия. В широком смысле слова под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на поиск и реализацию чего-то нового в целях совершенствования чего-либо. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения студентов. Процесс инновационной деятельности во многом зависит от инновационного потенциала преподавателя. Данный потенциал связывают со следующими нормами:
В образовании процесс инновации должен быть направлен, в первую очередь, на создание личности, настроенной на успех. Соответственно, развитие инновационных процессов можно рассматривать как способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из главных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, поскольку создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста преподавателя, его творческого поиска, реально способствует личностному росту студентов. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью преподавателя и учебно-исследовательской деятельностью студентов [1, 18]. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении современных технологий в образовательном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Главная цель, которую я ставлю перед собой, применяя современные технологии в обучении иностранному языку — это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения иностранному языку студентов, формирования и развития их коммуникативной культуры, обучения практическому овладению иностранным языком [1, 20]. Так как иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу СПО – социальный заказ общества. Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. Поэтому сегодня, когда возросла потребность в изучении иностранных языков, когда международное общение приобрело массовый характер, цель обучения формулируется как «обучение общению на иностранном языке». Иностранный язык, в частности, английский язык становится все более востребован в самых разнообразных направлениях человеческой деятельности. Это один из самых популярных языков мира. Во многих странах он принят в качестве второго государственного языка, языка международной торговли, политики, Интернета, туризма. Для того, чтобы выучить этот полезный во всех отношениях язык, недостаточно одного лишь желания, а требуется определенная методика изучения английского языка, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. В теории и практике обучения иностранному языку при реализации ФГОС СПО процесс изучения особенностей профессионального общения специалистов разных специальностей затронул, как и процесс глобализации, практически все уголки земного шара. Таким образом исследователи акцентируют свое внимание на выявлении тех видов речевой деятельности, умения и навыки в которых развиты у обучающихся по программам СПО недостаточно и требуют совершенствования в контексте профессиональной деятельности. Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации, в том числе в учебных заведениях среднего профессионального образования. Современное общество предъявляет высокие требования к студентам в овладении иностранными языками. Владение иностранным языком в профессиональной сфере необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Федеральный образовательный стандарт СПО по дисциплине Иностранный язык (ФГОС) предусматривает профессиональную направленность и требует от обучающихся уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. Для реализации профессиональной направленности обучения мы активно используем деятельностный подход, в рамках которого осуществляем моделирование реальных ситуаций профессионального общения. Учебные занятия приближаются к условиям профессиональной деятельности будущих специалистов, воссоздаются реальные профессиональные производственные и межличностные ситуации. Таким образом, студенты получают практические навыки решения ряда производственных задач и формируют умения профессионального общения на иностранном языке. [4, 17]. Основным фактором успешного обучения профессиональному иностранному языку является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в профессиональной области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся со специально отобранной профессионально-ориентированной лексикой для общения, активной грамматикой, техникой перевода профессиональных текстов и специализированными вокабулярами. Студенты овладевают специальной терминологией на иностранном языке, читают и переводят профессиональные тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам [3, 50]. Так как современный период развития цивилизованного общества характеризуется процессом информатизации, то внедрение средств современных информационных технологий в систему образования дает возможность совершенствовать механизмы управления системой образования на основе использования коммуникационных сетей, совершенствовать методы, формы и содержание в соответствии с задачами развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества. Это помогает формировать умения самостоятельно приобретать знания и вести исследовательскую деятельность, использовать компьютерные системы для диагностики, тестирования и контроля знаний [2, 23]. Инновационные технологии в образовании — это, прежде всего, информационные и коммуникационные технологии, неразрывно связанные с применением компьютеризированного обучения. Современный образовательный процесс сегодня невозможен без включения его в информационное пространство, Использование новых информационных технологий в обучении иностранному языку, несомненно, несет в себе огромный педагогический потенциал, являясь одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс. Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности студентов в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому студенту. Всемирная сеть представляет уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, общаться с носителями языка, создавая естественную языковую среду и формируя способность к межкультурному взаимодействию [2, 25]. Целенаправленное использование материалов сети Интернет на занятиях по иностранному языку позволяет эффективно решать ряд дидактических задач, а именно:
Современный этап развития иноязычного образования требует от преподавателя инновационного поведения, то есть активного творчества в педагогической деятельности, ориентации на методологическую культуру и освоение новых педагогических технологий. В системе обучения иностранному языку к инновационным методам относят: Интерактивное обучение означает переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации, учебные встречи за «круглым столом». Эффективной формой интерактивного взаимодействия является метод проектов, который основан на принципе совместного учения, поиска и приложения собственного опыта. Он предполагает применение студентами исследовательских и поисковых методов с использованием различных источников информации, умение применять современные информационные технологии в целях осуществления будущей профессиональной деятельности [3,43]. Мультимедиатехнологии обучения иностранному языку, использование аутентичных аудиоматериалов, видеоматериалов, таких видео – инструкции. Фрагменты видеоконференций, художественных и документальных фильмов, видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач, компьютерные программы с видеорядом, проведение конференций и семинаров с использованием мультимедийной доски и т.д. искусственно компенсирует отсутствие языковой среды, стимулирует интерес студентов, тем самым повышая эффективность обучения и качество овладения материалом [5,133]. Мультимедийные обучающие программы имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы студента [5, 135]. Проектная технология также является одной из инновационных форм организации самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку. Проекты подразделяются на монопроекты, коллективные, устно-речевые, письменные. На практике часто используются смешанные проекты, в которых имеются признаки информационных, творческих, исследовательских и практико-ориентированных методов. Работа над проектом требует многоуровнего подхода к изучению языка, который охватывает грамматику, аудирование, чтение и говорение, способствует активному самостоятельному мышлению и ориентирует на совместную исследовательскую работу, что, в свою очередь, учит студентов сотрудничеству и умению работать в команде. Таким образом, в процессе работы над проектом прослеживается связь образовательного и воспитательного процессов, в ходе которого совершенствуется иноязычная речевая подготовка и активизируется познавательная деятельность студентов [4,154]. Разработка и внедрение инновационных технологий заставляет будущих специалистов по-новому осмыслить роль и место иностранного языка в жизни общества. В настоящее время существенно возросла необходимость профессиональной ориентации языковой подготовки, значительно расширился круг ориентированных на внешнеэкономическую деятельность специальностей, в компетентность которых также входит и практическое владение иностранными языками [4,157]. Таким образом, умение принимать инновационные решения, является необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности преподавателя. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены