РАЗРАБОТКИ
|
Роль снов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Культура XIX века дала мощный «толчок» развитию литературы, искусства, просвещения и науки в XX веке. Отметим, что именно конец девятнадцатого столетия знаменуется мощным подъемом культуры в России. Грамотность распространилась не только в городах, но и деревнях. Поэтому большое распространение получила периодическая печать. В дворянской среде распространялись идеи просветительства и гуманизма, интерес к науке и искусству. Историко-культурный материал эпохи огромен. Особенно интересно в наше время развитие просвещения, литературы, изобразительного искусства и театра. Во второй половине XIX века молодежь увлекалась Некрасовым, Салтыковым-Щедриным и особенно Толстым. Художественная, философская, естественнонаучная литература расширяла читательский кругозор, формировала взгляды. В этот период работали такие выдающиеся писатели, как Н. А. Некрасов и Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин и И. А. Гончаров, Ф. М. Решетников и Г. В. Успенский, Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев, Д. И. Писарев, А. Н. Островский и А. П. Чехов. Их произведения отражали остроту общественно-политической борьбы, происходившей в России в это время, способствовали ослаблению дворянской идеологии, борьбе с произволом власти, вызывая пристальный интерес со стороны лучших представителей русской интеллигенции. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» был особенным произведением в творчестве писателя. Здесь философия в снах и на яву переплетается с жизненными условиями быта. Авторский юмор улыбчив и безобиден. Но нередко он становился острым. А в других случаях этот юмор делается печальным. Уже в это время стала складываться специфически чеховская художественная манера – немногословность. Стиль художественной литературы подразумевает особое отношение автора к выбору средств языка и сочетания нейтральной лексики и разговорными и просторечными вкраплениями. Таков русский менталитет, мы воспринимаем более ту речь, которая нам близка. Человек, читая произведение писателя-классика, всегда обращает внимания на диалоги персонажей и внимательно следит за развитием излюбленного сюжета. Сегодня произносят часто фразу «Русские мысли и русские идеи». Важно говорить о русских по поводу мыслей и проблемных идей. Важно сказать, что в русской идее много сложностей с восприятием мыслей и проблем. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное. Толстой философски рассматривал быт и семью человека и ненавидел фальши. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Человек отличается тем, что отделяет себя как деятеля культурных и исторических процессов от результатов своей деятельности. Он отдает тексты как продукты своего труда другим. Роман создавался писателем в течение 7 лет (1863 – 1869) и потребовал гигантской затраты творческих сил. Писатель досконально изучал историческую и мемуарную литературу, неоднократно менял структуру произведения. Противоборство добра и зла – развивается в романе по мере действий. Важно определить роль снов в романе «Война и мир» и их воздействие. «Война и мир» не только самое большое, но и самое совершенное произведение Льва Толстого. Оно так же самое важное во всей русской реалистической литературе. «Внутренний мир персонажей романа изображается динамично, в развитии, обусловленном и военными событиями, и семейной жизнью. Так на протяжении ряда глав изменяются взгляды и чувства Андрея Болконского – от романтического увлечения военной карьерой и славой, затем гражданской деятельностью до разочарования в них и поиска истинного смысла жизни; изменения претерпевают и его чувства к молодой Наташе Ростовой». (Барыкин В. Е. Эстетика Льва Толстого. – М.: Изд-во Наука, 2004. – С. 7.) Конечно, личность – это определенная устойчивая целостность базовых черт, которая не сводится к простому перечислению ее характеристик. Личность благодаря устойчивой целостности базовых черт и меняется, и одновременно остается тождественной самой себе. Данная устойчивая организация внутренней жизни индивидов «удерживает» единство психических процессов в определенном качественном состоянии, хотя человек осуществляет в процессе своей жизнедеятельности многоплановые взаимодействия с миром. Результаты такого взаимодействия и «подключенность» личности к культуре, миру «абсолюта», несводимому к конкретно существующим формам культурного бытия, ведет к возникновению многочисленных новообразований в содержании жизнедеятельности индивида. Андрей Болконский – человек патриотического склада, он не боится смерти и не любит сплетен и зависти. Участвую в военных действиях, он постоянно жалуется на сложности жизни простых людей. Он считал Наполеона злодеем. Вспоминается его сон от усталости, и известия об измене Австрии. «Андрей закрыл глаза и ему почудилось поле боя. Началась канонада, везде стреляли. Восприятие сна А. Болконского может трактоваться как предвещение смерти. Возможности нового поколения в войне во сне трактовались только как победа русской армии над Наполеоном. Военная тема постоянно преследует героев романа. Глубоко символичен последующий сон Андрея. Умирающий объясняется с Наташей, испытывает странное физическое ощущение ее близости, понимает, что любит ее больше всех в мире, и отчаянно цепляется за жизнь. Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть? Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» — такими мыслями терзает он себя. Николенька Ростов заснул быстро и был в беспамятстве всего одну минуту: Белый цвет во сне символизирует нравственную чистоту молодого человека. Белый цвет рассматривает сложности жизни и нравственную неприкосновенность. В связи с этим нарастает проблема формирования у детей патриотизма и любви и уважения к родине. Особую роль в формировании нравственных качеств играет мать. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними усваиваются нравственные нормы обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Пьер Безухов в романе сложный человек. Он любит Элен, а потом женится на Наташе. Пьер опустил глаза. Между ним и Элен в забытье не было преград. Он был с ней рядом. Вообще сны в романе – это своего рода предчувствие какого-то события в жизни общества или личные изменения в жизни того или иного человека. Пьер всегда уделял большое внимание снам, он пытался разобраться в своей жизни и жизни других. В романе «Война и мир» Толстой изображает новую жизнь и острые ощущения в войне. Сны на поле боя у дуба А. Балконского предвещают скорую его смерть от раны и не дают ему пожить долго. Смерть ходила за ним кругом, и он старался не смотреть на нее. Она поджидала его на поле боя и дома. Она не давала ему полной свободы действий. Князь занимался тем, что утешал своих близких по поводу проблемы с продовольствием и эвакуации из Москвы. Государь император во сне спросил у князя Андрея, где он желает служить, и князь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии. Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность. Пьер находит покой и счастье в тихой семейной жизни с Наташей. Наташа видела сон в то время, когда погибал князь Андрей. Она почувствовала, что выйдет замуж за Пьера и с ужасом проснулась. Но роман заканчивается не описанием их свадьбы, а случайной сценой сна Николеньки, сына князя Андрея. Именно религиозный элемент в отдельные периоды истории общества не только заметно выступал на передний план, но и оказывался подчас определяющим, структурообразующим моментом, дававшим импульс для развития той или иной цивилизации. В данной работе речь пойдет о жизни православной семьи. Русские люди, как известно, отличаются ментальностью от других национальностей. Они добры, великодушны, застенчивы в жизни. Щедрость и умение общаться – основное для людей, которые всегда жили в России и являются патриотами своей родины. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности». (Ковалев В. А. Своеобразие художественной прозы Л. Н. Толстого. – М.: Изд-во Время, 1996. – С. 78.) Ребенок, сильно привязанный к своим родителям, более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей, чьи родители доброжелательны и внимательны к ребенку, всегда стремятся удовлетворить его основные потребности. Сон предвещает испытания, которые суждены Пьеру – будущему декабристу. Дальнейшая жизнь Пьера и Наташи лишь смутно угадывается. Не внешние перемены в судьбах героев, а их духовная эволюция, их нравственные поиски составляют подлинное особое содержание «Войны и мира». И Пьер Безухов, и князь Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистических чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. Итак, сон – это не только проявление человеческих эмоций и чувств, но и предвещение особого события в жизни человека. В среде поместного дворянства существовали истинные любители литературы и театра, собиравшие прекрасные библиотеки; образованные сельские хозяева, бывавшие за границей и применявшие европейские новшества в хозяйстве и в быту. Сны А. Болконского и Пьера Безухова интересны с точки зрения философских размышлений о жизни и смерти. Философия романа и снов героев – прославление природы и жизни в противовес ухищрениям разума и цивилизации. Рационалист Толстой сдался иррациональным силам существования. Это подчеркнуто в теоретических главах и символизировано у Толстого. Философия эта глубоко оптимистична, ибо являет собой веру в слепые силы жизни, глубокую особую уверенность в том, что лучшее, что может сделать человек – это довериться любви к ближнему и божественной силе духа. Безусловно, семья, отношения в ней и отношения к ней, представляющей фактическую и моральную основу жизни народа, приобретали особую значимость. Отрицание серединной культуры – опасная черта в русских людях, это нигилистическая черта. Важно сохранить человеческое достоинство в культуре и возможности достатка. Очень сильна в русском народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. Важно понимать особенности русской культуры быта и человека. Провидение до сего времени хранило Русскую церковь, и она не была вовлечена в тот процесс, происходящий в Европе, результатом которого стала дехристианизация как в науке, так и в гражданском обществе. Общество девятнадцатого столетия даже в романе менялось по стечении времени. У Толстого оно поменялось со смертью князя А. Балконского и замужеством Наташи Ростовой. Особенно благодаря тому, что русская церковь отстаивала ранний католицизм в борьбе с его двумя внутренними врагами – папизмом и протестантизмом, а также благодаря тому, что она не отрицала разум, как это делала Римская церковь, и не допускала при этом возможности появления заблуждений, которые могут отсюда возникать, как это происходит в протестантизме, – она единственная способна стать посредником, что, впрочем, должно быть сделано единственной основой науки в России – и самими русскими. Кроме того, известная патриархальность семейно-родственных отношений могла служить противовесом тревожащей писателя утраты моральных ценностей. Пьер Безухов верил в воздействие снов на человека. Он любил повторять, что философские доводы и мысли рождаются в голове, когда человек спит. Список использованной литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены