РАЗРАБОТКИ
|
Постановка проблемных вопросов на уроках литературыОчирова Екатерина Дмитриевна Проблемное обучение как система преподавания – явление относительно новое. Самостоятельные работы учащихся, устное словесное рисование, выразительное чтение и другие виды работ по литературе способствуют активизации читательского восприятия. Но их применение не всегда создаёт в сознании учеников проблемную ситуацию. Попытаемся уловить своеобразие проблемного преподавания. Изучая творчество Чехова, можем предложить ученикам найти рассказы, в которых выражен протест писателя против рабства и произвола. Ученики могут назвать рассказы «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев», готовят их пересказ, чтение наиболее ярких эпизодов. Такая работа активизирует учебный процесс, но в сущности это репродуктивная деятельность. Она необходима как элемент учебного процесса, но осмысление здесь носит стихийный характер. Другое дело, когда мы предлагаем классу, назвав те же рассказы, подумать над рассказом: почему Чехов часто объединяет в одном лице грубый произвол и рабскую приниженность? Чтобы ответить на этот проблемный вопрос, ученики должны не только воспроизвести материал, но и обнаружить существенные связи в нем. Вывод, к которому приходят ученики, примерно таков: рабство – не только следствие деспотизма, оно порождает произвол. Эти явления органически связаны друг с другом. Чтобы показать эту зависимость, Чехов рисует портреты людей, в которых рабство и деспотизм неразделимы. Проблемное преподавание возбуждает интерес к литературе, проявляет в учениках потребность в анализе. Создание проблемной ситуации требует интересного для школьника вопроса, становящегося завязкой проблемного построения урока. Все вопросы, применяемые в обучении, М.И. Махмутов делит на:
Информационный вопрос: к какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»? Проблемный вопрос: упрек или защита революции слышится в поэме А. Блока «Двенадцать»? В.Г. Маранцман конкретнее определяет характерные качества проблемного вопроса, отличающие его от информационных вопросов, рассчитанных на репродуктивную деятельность:
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения, в которых обнаруживается многосторонняя возможность решения. Чаще всего они имеют альтернативную форму «или-или», например, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества? (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»). Проблемный вопрос может быть задан и в более «спокойной» форме и предполагать разные варианты ответа, противоречащие друг другу, например: изменяются ли гвардейцы от начала к концу поэмы? (А. Блок, «Двенадцать»). Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у школьника нет на него «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены