РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников при использовании инновационных технологий.

Выдающийся американский философ и педагог Джон Дьюи сказал «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». 

Современные школьные программы, по которым обучаются наши дети, усложняются год от года. Увеличивается нагрузка и интенсивность занятия, в течение одного урока детям приходится по несколько раз менять свою деятельность. 

Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без обеспечения вариативности образовательных процессов, в связи, с чем, появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. 

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового[3]. 

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. 

Следует отметить, что современны дети, в младшем школьном возрасте, не все соответствуют интеллектуальному уровню развития требуемому, в инновационных образовательных учреждениях. Так как уровень развития умственной, психической, физической и социальной готовности к школе у каждого ребенка индивидуален, необходима грамотная индивидуальная психолого-педагогическая помощь, которая обеспечит защищенность ребенка, повысит эффективность усвоения школьной программы, без ущерба для здоровья. 

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в современном инновационном образовательном учреждении является наиболее значимой часть всего образовательного процесса. Так как в начальной школе основной педагог предметник является классным руководителем, то многое зависит именно от его педагогической профессиональной компетентности, необходимой для того чтоб грамотно управлять качеством образовательного процесса. 

Характеризуя сопровождение как комплексный метод, многие авторы (Э.М. Александровская, Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова и др.) выделяют этапы диагностики, поиска решения проблемы, консультации и первичной помощи в ходе реализации принятого плана. 

Разработчик концепции сопровождения Е.И. Казакова положила в его основу системно-ориентированный подход к развитию человека. М.Р. Битянова считает, что психолого-педагогическое сопровождение – это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса. [5 352с.] Э.М. Александровская с соавторами определяет психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.[6 с.41-61.] Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога. 

Необходимо отметить, что единой концепции сопровождения до сих пор окончательно не сложилось. 

Основной характерной чертой школьного обучения является то, что с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять (может быть, впервые в своей жизни) общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность, и это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности. 

С сожалением приходится констатировать, что воспитывающее значение обучения, его функция в формировании личности, часто недооцениваются, имеющаяся у ребенка к моменту поступления в школу тенденция к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности не поддерживается.

Именно потому, что учебная деятельность общественна по содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством), общественна по смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой), общественна по форме осуществления (она реализуется в соответствии с общественно выработанными нормами), она — ведущая в младшем школьном возрасте, то есть в период ее формирования.

Под ведущей в современной детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих главные приобретения данного периода развития. Конечно, учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства, всего пребывания ребенка, подростка и юноши в школе, однако ее функции на каждом этапе различны. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что ведущая функцию той или иной деятельность осуществляется наиболее полно в период, когда происходит становление образовательного процесса. [с.246] 

Почему важно именно сейчас? На данный момент среди младших школьников всё чаще встречаются гиперактивные дети.

«Активный» — от латинского «activus» —деятельный, действенный. « Гипер» — от греческого « Нурег » — над, сверху — указывает на превышение нормы. 

«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью. импульсивностью и гиперактивностью» [4 с. 72] 
К сожалению, у таких детей чересчур возбуждена физическая и умственная активность. В связи с этим, гиперактивному ребенку очень сложно организовать себя в учебной деятельности, развивается неустойчивая работоспособность, невнимательность, а в дальнейшем не успевание по учебным предметам. Не понимая как этим управлять, дети зачастую своим поведением срывают уроки и тем самым, мешают одноклассникам на уроках получать должные знания, а преподавателям вести учебный процесс. 

С точки зрения психологии у гиперактивных детей наблюдаются следующие симптомы:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается. 
  2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. 
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы. 
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников). 
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. 
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 
  8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому. 
  9. Не может играть тихо, спокойно. 
  10. Болтливый. 
  11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в учебный процесс других детей). 
  12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь. 
  13. Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице. 
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам. 

Жизнь может быть очень тяжёлой для таких детей. Они редко достигают хороших результатов, которые позволяют сохранять чувство собственной компетентности. Им очень часто приходится подвергаться наказанию и слышать обвинения в том, что они глупые или плохие. У них мало друзей и много проблем. Воздействие стрессов может привести к тому, что они будут чувствовать себя изолированными, считать себя ненормальными, глупыми и обречёнными на неудачу. 

Для коррекции поведения, младшего школьного возраста психологи и педагоги часто используют методы игровой терапии. В школе перемены являются обязательным элементом. После любого урока, где дети сидели без движений, возрастает необходимость в движении. И когда начинается перемена, многие ребята выходят в коридор и начинают бегать, особенно младшие школьники. Учителя и дежурные пытаются остановить их, делают им замечания, но ведь отдохнуть, активно подвигаться на перемене просто необходимо для успешной учебы на следующем уроке, а также, для хорошего состояние детского здоровья. 

Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами. 

Под присмотром учителей начальных классов, учителя физкультуры старшеклассники на переменах проводят подвижные игры с учащимися начальных классов. Таким образом, у валантеров-старшеклассников повышается ответственность, развиваются организаторские навыки. У учеников начальной школы заметно снижается плохое поведение на переменах, возрастает адаптация к школьной жизни, возрастает желание идти в школу. 

Список источников:

  1. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.Д.Б.Эльконин с.246 
  2. Аникушина Е.А., Бобина О.С., Дмитриева А.О., Егорова О.Н., Калянова Т.А., Мамонтова М.Ю., Старцева С.П., Фомин В.С. К 67 Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с. ISBN 978-5-91191-177-9 
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992. 
  4. Психологический словарь, 1997,). 
  5. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева и др. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 352 с. 
  6. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч.2 //Журнал прикладной психологии. – 2001. - №1. – с.41-61. 

7. Млодик И. Ю. «Работа с гиперактивными детьми».

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены