РАЗРАБОТКИ
|
Модели поведения коллектива младших школьников в конфликтных ситуацияхФормирование и развитие ребёнка как личности – это сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения [2]. Конфликт – это всегда очень сложный и очень многоплановый социальный феномен. Э. Гидденс английский социолог дал определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, представляемых каждой из сторон”. Основными и ведущими моделями поведения в конфликтных ситуациях являются: «медведь», «сова» «лиса», «акула», «черепаха». Бесконфликтное состояние – это недостижимая утопия, когда люди работают и взаимодействуют друг с другом в полной гармонии с самими собой и окружающими. И поэтому большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются безрезультатным. Необходимо перенести внимание с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Для представления наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных диких животных. Вот есть такие ситуации, при которых использование предлагаемых моделей поведения наиболее успешно и уместно. Ранее обращали внимание на «разрешение» конфликтов, подчеркивая, что его можно, нужно и необходимо разрешить: достигнуть бесконфликтного состояния, т.е. когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими [4]. Однако практика показала, что очень много усилий по полному устранению конфликтов оказываются безрезультатными; конфликты, кроме негативной функции, способны нести и позитивное начало. Предположим, что необходимо перенести внимание с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Одна из задач управления — научиться управлять всеми этапами конфликта. Выделим следующие пять способов регулирования конфликтами:
При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой в проигрыше, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. Только одна стратегия –сотрудничество – приносит выигрыш двум сторонам. Для наглядного представления наиболее значимых качеств и моделей поведения в конфликтах, можно каждую из этих ситуаций представить в виде образов тех или иных животных. Вот эти самые ситуации, при которых использование предлагаемых стратегий поведения наиболее уместно. Приспособление («медведь»):
Компромисс («лиса»):
Сотрудничество («сова»):
Игнорирование, избегание («черепаха»):
Соперничество, конкуренция («акула») [4]:
Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д. [3]. Напротив, те модели, которые, в сущности, являются, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний в коллективе младшего школьника. Особую роль в формировании конфликтной ситуации у детей играют положительные эмоции, которые стимулируют и развивают в некоторой степени и мотивируют деятельность ребенка. Это становится важным периодом, когда начинается обучение в школе. На данном этапе необходимо продолжать развивать в ребенке те качества личности, которые помогут ему смотреть на мир добрыми глазами и избежать конфликтных ситуаций. Решить проблему формирования конфликтной ситуации младшего школьника возможно только с позиции внедрения в образовательный процесс технологических способов, специальных подходов, методов и игр. Все эти меры в совокупности сделают процедуру формирования конфликтной ситуации младших школьников продуктивной и результативной. Список использованной литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены