РАЗРАБОТКИ
|
Формы организации образовательного процесса в контексте формирования правовой культуры младших школьниковНа современном этапе развития общества образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества, переход его от одного состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, социальными, культурными и другими. В последнее время в научных и политических сферах актуализируется понимание того, что именно образование призвано строить будущее, формировать и развивать личностные качества каждого человека, его мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, нравственный, духовный, экономический, политический потенциал общества. Необходимыми условиями социально-экономических, политических преобразований в российском обществе, соответствующих общим тенденциям мирового развития, является социальная активность граждан, их высокая правовая культура, новая система ценностей, призванная стать основой современного гражданского общества. Овладение современной системой демократических и правовых ценностей не может быть достигнуто только путем усвоения гражданами юридических знаний. Необходима разработка целостной системы формирования правовой культуры молодежи с учетом достижений теории ценностей на всех ступенях образования. Именно школе принадлежит центральное место в решении столь важной задачи, так как именно в ней находится подрастающее поколение в самый ответственный момент социализации. Сформированная правовая культура младшего школьника представляет собой сложное интегративное личностное образование, обусловленное возрастными и психологическими особенностями, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение в юридически значимых ситуациях. Формирование правовой культуры младших школьников в общеобразовательной школе предполагает создание комплекса организационно-педагогических условий:
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования в контексте формирования правовой культуры может осуществляться в разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; местом и временем учебной работы и т.д. Отметим, что традиционная цель правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. Опора на правовое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Поэтому задача общества, государства и школы заключается в том, чтобы сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой культуры у младших школьников. Основные направления работы по формированию правовой культуры младших школьников выделены в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, где сформированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у младших школьников гражданской ответственности; развитие правового самосознания; формирование духовности, правовой культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, способность к активной адаптации на рынке труда. Педагоги и психологи считают, что работа по формированию правовой культуры у младших школьников должна быть разбита на три этапа:
Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Исходя из структуры педагогического процесса В.А. Сластенин выделяет следующие формы организации учебного процесса:
С позиции целостного образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. На уроках у младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к совместной работе по выработке детьми законов (правил) жизни класса. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе. Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:
Изучение указанных тем в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана. Формированию правовой культуры учащихся способствуют различные виды внеурочной работы (акции, тематические вечера, круглые столы, деловые игры и т. д.). Деятельность педагога должна быть направлена в этом случае не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом ученика, раскрытие способов мышления каждого ученика. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять координирующую функцию. В целях повышения эффективности усвоения материала детьми, формы обучения могут быть объединены. Так, во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа, дети принимают участие в практической работе. При изучении целой темы одна форма, например, урок, может использовать роль основной, базовой, ведущей по отношению к другим — практическим занятиям, дающим дополнительный или вспомогательный материал. Таким образом, процесс формирования правовой культуры младших школьников – это целенаправленная деятельность по передаче достижений (ценностей) в области права от одного поколения к другому. К таким ценностям относятся и правовые идеалы, и действующее законодательство, и юридическая практика, и механизмы разрешения конфликтов, и способы защиты прав и свобод. Правовое воспитание младших школьников призвано формировать высокий уровень правосознания и правовой культуры общества в целом. Педагогу, осуществляемому педагогическое сопровождение учащихся в процессе формирования правовой культуры, важно использовать субъектный опыт ученика, раскрывать способы его мышления, выстраивать индивидуальную траекторию развития в области правовых знаний с учетом личностных потребностей ученика. Список использованной литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены