РАЗРАБОТКИ
|
Дидактическая игра «Химический дартс» как средство достижения результатов освоения химии в 8-9 классахХимия – наряду с физикой и геометрией, сложнейший учебный предмет, требующий наличие у учащихся развитого абстрактного мышления. Поэтому и начинается обучение химии позже, чем обучение другим учебным дисциплинам – с 8 класса. В подростковом возрасте у ребят снижается учебная познавательная активность. Ее повышению способствует введение нового учебного предмета и использование самых разнообразных методов и форм обучения, в том числе и дидактических игр. Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). [1; 1] Среди способов оценки качества образования есть традиционные тестовые, контрольные работы и др., но эти формы не позволяют выявить, например, насколько хорошо дети умеют работать в группе, насколько объективно могут оценить себя сами – то есть насколько сформированными у учащихся оказываются не только предметные, но и метапредметные и личностные компетенции. Дидактические игры позволяют не только развить данные компетенции, но и помочь оценить их. Для решения данных педагогических задач и была создана нижеописанная дидактическая игра. Представив, что в какой-то момент времени на какое-то мгновение могут возникать нижеописанные структуры (атомы и ионы), я придумала следующую игру. Игра называется «Химический дартс». Для нее необходимы: некий диск с нанесенным на него рисунком, дротики (3 штуки; можно использовать что-либо менее травмоопасное, например, маленькие мячики), Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, авторучка, лист бумаги и, конечно же, участники (минимум двое). А также ведущий, в обязанности которого входит ведение счета игры и проверка правильности устных и письменных ответов участников. Ведущим может быть как учитель химии, так и ученик («хорошо успевающий» и стремящийся развить свои организаторские способности). Рисунок на диске – своеобразная мишень, состоящая из неравных по площади, с неровными краями областей, «клякс» с нанесенными обозначениями количества электронов и протонов, например: 5р+; 4е-; 2е-; 1р+; 7р+; 3е- и так далее (напоминаю, условное обозначение протона – элементарной частицы с положительным зарядом р+, а условное обозначение электрона – частицы с отрицательным зарядом е-). Участники игры по очереди по несколько раз подряд кидают 3 дротика в диск, суммируют (устно, либо записывая на листе бумаги) количество «выбитых» протонов и электронов и, используя ПСХЭ Д.И. Менделеева, называют частицу. Например: ученик попадает тремя дротиками по очереди в обозначения 2е-; 1р+; 7р+. Протонов получается восемь, а электронов – два. Учащийся, вспомнив физический смысл порядкового номера (порядковый номер химического элемента в ПСХЭ численно совпадает с количеством протонов, общим числом электронов, а также с зарядом ядра) и, использовав ПСХЭ Д.И. Менделеева, понимает, что «полученная» частица относится к химическому элементу кислороду, порядковый номер которого восемь. Зная, что атом – это электронейтральная частица, в которой число протонов и электронов совпадает, ученик понимает, что «полученная» им частица не атом, а ион. Ион кислорода с зарядом 6+ (шесть плюс), так как из восьми необходимых для атома кислорода электронов у «полученной» частицы есть только два, значит «не хватает» шести электронов – получается, заряд иона равен «шесть плюс» (+8 – 2 = +6; восемь протонов плюс два электрона; восемь плюсов плюс два минуса). Итак, «полученная» частица – это катион кислорода с зарядом «шесть плюс» (О6+). Ученику присваивается один балл в случае правильного ответа (необходимо обозначение частицы (химический знак элемента и заряд) записать и назвать). Кто набирает большее количество баллов после одинакового числа попыток, тот и выигрывает. Играть можно командами по 3-5 человек. Если набрать команды с большим количеством участников, игра окажется затянутой по времени. Выигрывает команда, у которой сумма баллов наибольшая. Данная дидактическая игра улучшит качество предметных достижений по химии, ребята смогут более свободно:
Наша МБОУ «Гимназия №12 города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области» является инновационной площадкой для введения ФГОС ООО с 2013 года (а с 2016 года – еще и инновационной площадкой для введения ФГОС СОО). Нынешние наши девятиклассники – выпускники, к которым предъявляются новые требования: не только сформированность предметных знаний и умений, но и метапредметных и личностных компетенций. Играя в «Химический дартс», ребята разовьют свои метапредметные компетенции:
Достигаемые личностные результаты при использовании данной дидактической игры:
Данная дидактическая игра уже была опробована и вызвала живейший интерес у учащихся. Кстати, мишень может быть и иной. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как интересно провести время по дороге в детский сад Адаптация в 5 классах в новых условиях образования 5 советов: как вырастить ребенка оптимистом Стресс сентября. Какие симптомы должны насторожить родителей? Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены