РАЗРАБОТКИ
|
Проблемный подход на уроках химии при изучении классов органических веществПроблемным обучение называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и открытия новых понятий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Однако организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением. Изучение органической химии учит отыскивать причинно-следственные связи в явлениях и рассматривать их не как случайные, а как вызываемые действием определённых факторов. На первый план выдвигаются проблемы, обуславливаемые логикой развития самого учебного процесса, поскольку интерес учащихся в старших классах к теоретическим вопросам становится явно выраженным. Уже из содержания первых уроков возникает ведущая познавательная проблема: почему органических веществ значительно больше, чем неорганических, и чем объясняется огромное значение их в нашей жизни. Более конкретные проблемы возникают при переходе к теории химического строения веществ и изучению основных классов органических соединений. Например, при изучении непредельных углеводородов ряда этилена (10 класс) возникает целая цепь проблемных ситуаций: 1. Анализ молекулярного состава этилена приводит к противоречию с валентностью элементов – СII2НI4, но углерод в органических соединениях всегда четырёхвалентен; 2. Двойная связь между атомами углерода требует более глубокого рассмотрения электронного строения - SP2 гибридизация, каждый атом углерода участвует в образовании трёх σ-связей и одной π-связи; 3. Возникает понятие о π- связи – образуют Р-негибридные электронные облака, менее прочная, чем σ- связь; 4. установление особого характера химической связи требует выяснение влияния её на свойства веществ – характерны реакции присоединения по месту разрыва π- связи. У учащихся к этому времени накоплен определённый опыт. Они владеют многими теоретическими понятиями курса, поэтому возникает больше возможностей на уроках ставить проблемы, которые побуждают, активно мыслить. Фрагмент урока «Строение и свойства глюкозы» (10 класс) Данный урок проводится мною в форме эвристической беседы с выдвижением гипотез и проверкой их демонстрационным и лабораторным экспериментами. Ярко-синее окрашивание, которое даёт раствор глюкозы в реакции со свежеосаждённым гидроксидом меди (II), является доказательством того, что в молекуле имеется несколько гидроксильных групп. Реакция «серебряного зеркала», которую даёт раствор глюкозы, свидетельствует о наличии в молекуле альдегидной группы. После чего, делается вывод, что глюкоза является бифункциональным соединением – альдегидоспиртом. Учащиеся легко составляют структурную формулу, исходя ещё и из того, что известно существование пятиуксусного эфира глюкозы и атомы углерода в ней образуют неразветвлённую цепь: Н Н Н ОН Н О Таким образом, подобные проблемные ситуации могут быть созданы в каждой учебной теме при изучении всех наиболее важных вопросов органической и неорганической химии. Они связаны с основными проблемами самой науки – зависимостью свойств веществ от строения и обусловленностью этим их практического применения. Фрагмент урока «Свойства альдегидов» (10 класс). Повторив строение альдегидов, я учащимся предлагаю высказать предположение об их химических свойствах: О б) СН3─С─Н + Аg 2O → СН3─С─ О Н + 2 Аg↓ Используя знания о функциональных группах, учащиеся активно участвуют в решении проблем зависимости свойств веществ от наличия тех или иных функциональных групп. При изучении химических свойств аммиака возможна постановка проблемного вопроса «За счёт чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?» Таким образом, этап создания на уроке проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Обучающийся ставится в позицию субъекта обучения и, как результат, у него образуются новые знания. Фрагмент урока по теме «Глюкоза». (10 класс) Цель урока: Познакомить учащихся с общим понятием углеводов. Способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний о сложных органических веществах; делать выводы, опираясь на знания о функциональных группах и способах установления строения молекул. Реактивы: глюкоза (кристаллическая), растворы: сульфата меди (11), гидроксида натрия, нитрата серебра, аммиака, уксусный альдегид, гексанол, капроновая кислота. Учащиеся слушают краткое сообщение учителя о новом для них классе органических веществ - углеводах с демонстрацией логико - структурной схемы их классификации. Далее один из учащихся делает краткое сообщение о роли углеводов в животном мире, как они образуются в растениях, почему этим веществам дано такое название. План самостоятельной работы Фрагмент урока по теме «Этилен. Строение и физические свойства». (10 класс) Цель урока: изучение электронного и пространственного строения этилена, углубление знаний о химической связи. Оборудование: на демонстрационном столе прибор для получения этилена, масштабные и шаростержневые модели молекул этана, этилена, спиртовка, известковая вода. Ход урока: - В чём особенности, отличительные признаки строения парафинов и циклопарафинов? - Какова зависимость свойств углеводородов от строения? 2. Изучение нового материала 1. Учитель подчёркивает зависимость химических свойств углеводородов от строения: прочность и насыщенность связи у предельных углеводородов и устойчивость 5 – 6 – членных циклопарафинов обусловливает их малую реакционную способность. Основная реакция – замещение галогенами. 2.Учитель сообщает, что многообразие углеводородов не исчерпывается рядами парафинов и циклопарафинов. 3. Постановка проблемы: « Как установить молекулярную формулу этена?» Учащимся предлагаются два варианта расчёта: по массе 1 л газа и исходя из процентного состава углеводорода. Оба расчёта приводят к молекулярной формуле С2Н4. Возникает противоречие между найденной молекулярной формулой и валентностью углерода. Чтобы это противоречие разрешить, необходимо определить строение этилена. 4. Учитель напоминает учащимся известный им факт о том, что в одной области пространства могут совмещаться два электрона с противоположными спинами. Обращается внимание учащихся на новое противоречие. При наличии двойной связи между атомами углерода в одной и той же области пространства совмещаются не два, а четыре электрона. Почему это возможно? Привлекая знания об sp2 - гибридизации и боковом перекрывании негибридизированных р - электронов, учитель вместе с детьми решают данную проблему. 5. Изучается вопрос об образовании сигма - и пи - связи в молекуле этена. Учащимся предлагается изготовить шаростержневую модель молекулы этена. Дети убеждаются в отсутствии свободного вращения по двойной связи. 3. Закрепление изученного материала. Фрагмент урока по теме «Белковая пища с точки зрения химии» Урок «Белковая пища с точки зрения химии» проводился на двух часовом уроке в одиннадцатом классе как проблемно - интегрированный на этапе обобщения и расширения знаний по теме «Белки» после двух часовой лекции «Белок - качественно новый уровень развития материи, высшая форма развития вещества». Учитель формулирует проблему, подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования, направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы. Ученики самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу, консультируются с учителем. На каждом этапе исследовательской работы получают оценку учителя (правильно или неправильно). В ходе урока перед учащимися раскрывается межпредметный характер решаемой проблемы (связь с биологией, медициной). Такой урок оказывает развивающее влияние на личность каждого ученика. Учебная цель урока: На основе приобретённых знаний по химии и биологии и результатов, полученных в ходе исследовательской работы, сделать вывод о роли незаменимых аминокислот для полноценного белкового питания. Что же происходит с белками пищи в организме человека? Я предлагаю вам из перечня предложений выбрать те фразы, которые характеризуют процесс переваривания белков ( Приложение 1 ). Учащиеся на чистом листе бумаги ( контрольный лист ) отмечают нужные цифры, советуются в группе, затем к доске от каждой группы выходит ученик и записывает выбранные ими цифры, идёт обсуждение, учитель направляет работу и все приходят к общему мнению, что для процесса переваривания белков подходят фразы: Учитель предлагает группам составить схему превращения белков. На доске и в тетрадях появляется запись: «Превращение белков пищи в организме» (метаболизм).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены