РАЗРАБОТКИ
|
Проблемное обучение на уроках информатикиДля решения поставленных задач на уроках информатики можно применять в качестве инновационного метода технологию проблемного обучения. Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Использование данного метода позволяет во время работы над задачей и при подборе материала активно использовать наблюдение, выдвигать гипотезы, экспериментально их проверять и, тем самым, постараться разрешить заданную проблему. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Существуют три основных уровня проблемных ситуаций:
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая - представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активных действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну. Создавая проблемную ситуацию надо добиться главного – а именно, направить учащихся на ее решение. Тогда ему станет интересно разрешить проблему и при поиске решения студенты овладевают новыми способами действия и получают новые знания. Для создания проблемных ситуаций можно применить следующие методические приемы:
Если сформулировать правильно задачу, полно обозначить проблему, заинтересовать группу найти ее разрешение, то результат будет виден в итоге урока. Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у студента положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…); Бывают такие ситуации, что поставленная на уроке проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. Порой у них проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создает проблему. Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем искреннее недоумение «Почему не получается?». Появляется личная заинтересованность и внутренняя потребность студента разобраться в данной проблеме. Вот эти возникшие эмоции включают дополнительное внимание к задаче, заставляют вновь и вновь проверить, на каком шаге и почему появляется неразрешимая ситуация. Очень эффективным является преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. Например, надо сформулировать тему урока мотивируя студентов на нахождение ответа в самом начале занятия.
Если нужно мотивировать учащихся на проблемную деятельность, то и вопросы, задаваемые в ходе урока надо переформулировать, превратив их в проблемные, а не только в познавательные. Например: Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)? Можно ли эту модель назвать информационной? Чип – это микропроцессор? Особенность таких вопросов состоит в том, что они вызывают у учащихся состояние осознаваемого ими противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация. Проблемные задачи необходимо формулировать и при выполнении практических работ, и при закреплении материала. Например, завершая изучение темы «Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Архив информации» даю учащимся задание: создать два текстовых файла и два графических в разных форматах, определить их объём, потом заархивировать эти файлы, выяснить объёмы архивов, заполнить таблицу, посчитать процент сжатия и сделать вывод, какие файлы лучше сжимаются, а какие хуже. С9: Обучающиеся запускают текстовый редактор Блокнот, создают документ формата txt, напечатав текст. Сохраняют документ в своей папке под названием Блокнот_Фамилия.txt Далее создают графические файлы в программе Paint, сохраняют их с расширением bmp и jpg определяют их объём, данные заносят в таблицу. Каждый из полученных файлов студенты должны заархивировать с помощью архиватора. Определить размер файлов после архивирования и внесите данные в таблицу. Посчитать процент сжатия по формуле. Сравнить проценты всех файлов. Сделать вывод. Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных. Особенность проблемного обучения, по-моему, заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения, познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены