РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемное обучение на уроках информатики

Для решения поставленных задач на уроках информатики можно применять в качестве инновационного метода технологию проблемного обучения.

Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Использование данного метода позволяет во время работы над задачей и при подборе материала активно использовать наблюдение, выдвигать гипотезы, экспериментально их проверять и, тем самым, постараться разрешить заданную проблему.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной.

Существуют три основных уровня проблемных ситуаций:

  • проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находи ее решение;
  • проблемная ситуация, при которой преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
  • творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно – исследовательских работ и научных работ.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая - представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активных действий, вопросов преподавателя, подчеркивающих новизну.

Создавая проблемную ситуацию надо добиться главного – а именно, направить учащихся на ее решение. Тогда ему станет интересно разрешить проблему и при поиске решения студенты овладевают новыми способами действия и получают новые знания.

Для создания проблемных ситуаций можно применить следующие методические приемы:

  • преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Если сформулировать правильно задачу, полно обозначить проблему, заинтересовать группу найти ее разрешение, то результат будет виден в итоге урока.

Результативность можно оценить с помощью критериев:

а) наличие у студента положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации (“Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию…);
б) наличие у учащихся положительных эмоций от деятельности на уроке (“Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно);
в) переживание учащимися субъективного открытия (“Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…”);
г) осознание студентом усвоения нового как личностной ценности (“Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны…”);
д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Бывают такие ситуации, что поставленная на уроке проблема не всегда вызывает интерес у учащихся. Порой у них проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создает проблему.

Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки – это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и способов действий, это вызывает в нем искреннее недоумение «Почему не получается?». Появляется личная заинтересованность и внутренняя потребность студента разобраться в данной проблеме. Вот эти возникшие эмоции включают дополнительное внимание к задаче, заставляют вновь и вновь проверить, на каком шаге и почему появляется неразрешимая ситуация.

Очень эффективным является преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. Например, надо сформулировать тему урока мотивируя студентов на нахождение ответа в самом начале занятия.

  • «Как измерить количество информации?» вместо “Единицы измерения информации”.
  • “Алгоритм – это … ” вместо обычного “Понятие алгоритма”.
  • «Функции «редактора» вместо «Редактирование документа»

Если нужно мотивировать учащихся на проблемную деятельность, то и вопросы, задаваемые в ходе урока надо переформулировать, превратив их в проблемные, а не только в познавательные. Например: Какие действия можно выполнять над папками, но нельзя над файлами (или наоборот)? Можно ли эту модель назвать информационной? Чип – это микропроцессор?

Особенность таких вопросов состоит в том, что они вызывают у учащихся состояние осознаваемого ими противоречия между знанием и незнанием, выходом из которого может стать только поиск ответа на вопрос. Это состояние и есть проблемная ситуация.

Проблемные задачи необходимо формулировать и при выполнении практических работ, и при закреплении материала.

Например, завершая изучение темы «Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Архив информации» даю учащимся задание: создать два текстовых файла и два графических в разных форматах, определить их объём, потом заархивировать эти файлы, выяснить объёмы архивов, заполнить таблицу, посчитать процент сжатия и сделать вывод, какие файлы лучше сжимаются, а какие хуже.

С9: Обучающиеся запускают текстовый редактор Блокнот, создают документ формата txt, напечатав текст. Сохраняют документ в своей папке под названием Блокнот_Фамилия.txt
Аналогично, создают документ формата doc под названием MSWord_Фамилия.doc
Определяют их объём, данные заносят в таблицу.

Далее создают графические файлы в программе Paint, сохраняют их с расширением bmp и jpg определяют их объём, данные заносят в таблицу.

Каждый из полученных файлов студенты должны заархивировать с помощью архиватора. Определить размер файлов после архивирования и внесите данные в таблицу. Посчитать процент сжатия по формуле. Сравнить проценты всех файлов. Сделать вывод.

Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных.

Особенность проблемного обучения, по-моему, заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения, познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены