РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование, развитие и оценивание функциональной грамотности на уроках информатики

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность» мы давно знаем.

Это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; и что немало важно, умеющий отвечать за свои решения.

Параметры функциональной грамотности включают в себя такие пункты как: грамотность в естественных науках, математическая, компьютерная грамотность и многие другие.
Вызвать у учеников устойчивый интерес, сформировать учебную активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы — вот задача современного учителя.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Главной задачей уроков информатики, как и всех других предметов, является - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

На уроках можно дать логические задания, разгадывание ребусов. Например, в этих ребусах зашифрованы термины информатики и компьютерной техники.
Также можно использовать работу в парах, разгадывание кроссвордов, такие приемы как: «Мозговой штурм», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку».

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

На экране задание для 7 класса: в нужные места необходимо вставить пропущенные буквы так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.

Ещё дети с удовольствием играют в «Фольклорную информатику» Программистские версии известных русских пословиц и поговорок необходимо озвучить в оригинале.
Также хочу остановиться на финансовой грамотности, которая предполагает умение учащихся решать задачи с экономическим содержанием.

Достаточно широко экономическое воспитание осуществляется при изучении темы «Электронные таблицы», где учащиеся должны научиться решать задачи с экономическим содержанием. Такие задачи способствуют формированию у учащихся экономического мышления. При их решении с помощью электронных вычислительных таблиц дети обучаются расчетам. Решение подобных задач способствует усвоению школьниками экономических понятий, которые используются в реальной действительности и пригодятся им в будущем. Подобные задачи закладывают зачатки экономических знаний у школьников.

Вот пример заданий, выполняемых на уроке информатики.
Детям необходимо вычислить общую сумму платежа за указанный в таблице расход электроэнергии.

Для формирования функциональной грамотности учащихся также я использую программы-тренажеры. Данные программы позволяют отработать конкретные навыки. Применение интерактивных тестов позволяет продиагностировать и оценить результаты обучения. Ещё, конечно же, технология компьютерного моделирования, лучше всего она осваивается на конкретных задачах. В этом очень помогает Система программирования Кумир, исполнители Робот, Черепашка, Водолей.
Еще одно важное направление – проектная деятельность, при которой учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата.

В моей презентации Вы найдете полезные ссылки, которые помогут в нашем нелегком труде.

Так на сайте хочумогузнаю.рф содержится множество материала по финансовой грамотности, там найдут для себя интересное родители, дети и, конечно, учителя.

Дидактическая задача учителя состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Мы, коллеги, помогаем школе подготавливать функционально грамотных людей с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, но и для развития российского общества в целом. Это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования, который мы с вами каждый день повышаем. И мы с вами на правильном пути!

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены