РАЗРАБОТКИ
|
Активизация знаний студентов с помощью методов саморазвития на уроках менеджментаАвтор: Рыжиков Сергей Николаевич, преподаватель, Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум Процесс образования всегда был и остается важнейшим социальным процессом, результатом которого становится социализация личности, ее полезность для общества и востребованность обществом. В последнее время мы наблюдаем ряд негативных явлений.
Следует отметить, что демократизация и либерализция в социально-политической жизни и в сфере духовной культуры также изменили требования к современному человеку. Становление правового государства и гражданского общества в России напрямую связано с уровнем развитости субъектности в социально значимой познавательной деятельности. Таким образом, развитие субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, формирование субъекта познавательной деятельности становится настоятельным требованием времени. Исследования, проведенные отечественными педагогами, позволяют сделать вывод, что процесс формирования субъекта учебно-познавательной деятельности в образовательном учреждении, в частности в профессиональном колледже, будет эффективным, если:
Методы управления учебной деятельностью можно классифицировать по признаку межуровневого воздействия по трём категориям:
Перечисленные методы органически дополняют друг друга и находятся в динамической взаимосвязи. Учебно-познавательная деятельность студента как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойную стимуляцию: внутреннюю, когда юноша получает удовлетворение, приобретая новые профессионально значимые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются педагогом. Оценка со стороны преподавателя является ведущим фактором, стимулирующим учебную деятельность и определяющим самооценку студента. Ее значение может усиливаться до такой степени, что она начинает выступать в качестве основного мотива познавательной деятельности. Психологическое значение педагогической оценки было раскрыто Б. Г Ананьевым, который определил две ее основные функции — ориентирующую и стимулирующую. Оценка ориентирует учащегося в его умственной работе, содействует осознанию учащимся процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; оценка стимулирует учащегося, воздействует на его аффективно-волевую сферу посредством переживания им успеха или неуспеха, способствует формированию у него притязаний и намерений, поступков и отношений, т.е. влияет на личность учащегося в целом. Под непосредственным влиянием оценки происходят ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги в изменении приемов работы и преобразования интеллектуальных механизмов. Б.Г. Ананьев определил три основных круга влияния педагогической оценки, которая воздействует: на самого учащегося и на изменение его интеллектуальной и личностной сфер, его самооценки и самосознания; на учебный коллектив и на изменение отношений, существующих между учащимся и учебной группой; наконец, на взаимоотношения учащегося и семьи, что, в свою очередь, влияет на взаимоотношения семьи и учебного заведения. Непосредственное или косвенное воздействие педагогической оценки вызывает активную реакцию со стороны учащегося; формируются взаимооценки педагога, семьи, товарищей и самого учащегося. Действия по саморазвитию и самоорганизации студентов на уроках менеджмента - это процесс, происходящий в открытых неравновесных диссипативных системах по самостоятельному функционированию, структурированию и упорядочению за счёт действия её составляющих. Самоорганизация является импульсом к созданию партисипативных организаций, к самоуправлению. Можно сказать, что самостоятельность студентов рождает их желание активно участвовать в процессе обучения. Саморазвитие это особый вариант организации обучения, когда каждый из студентов сам решает вопросы в пределах отведённых полномочий. К концу первого года обучения, как правило, уже доминирует стремление соответствовать статусу студента, что мотивирует познавательную активность. Ведущей сферой самоуважения становится познавательная деятельность. На этом этапе студент готов попробовать свои силы в работе, которая предполагает элементы научного поиска, исследования, нестандартного подхода. Педагогическая требовательность при оценивании должна постепенно нарастать и в содержательном плане и в речевом проговаривании. Особое внимание стоит обратить на интеллектуальные способности, элементы творчества, самостоятельность. Педагогический такт при этом позволяет минимизировать эмоциональное переживание критики, неудачи. На старших курсах студент начинает осваивать еще и потенциальный (перспективный) статус — социально-профессиональный. Его особенно волнует практическая значимость, полезность получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности и жизни в обществе, поэтому на данный аспект необходимо обратить особое внимание и в преподавании материала и в оценке деятельности студента. Эффективным средством развития и саморазвития интеллектуальной сферы личности является, как доказывает педагогический опыт, самооценка и оценка учебной деятельности сокурсников. Допускается, что задача формирования субъекта познавательной деятельности требует включения в учебно-методический комплекс преподавателя мониторинга обученности и развития личности студента. Это может быть личная карта выполнения различных видов деятельности за весь период изучения предмета и ее оценки, результативности. Такой мониторинг, с одной стороны, позволяет контролировать процесс результативности обучения, с другой стороны, своевременно менять методы педагогического воздействия с целью формирования субъектных качеств личности студента. Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что субъектом познавательной деятельности студент выступает в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним учебных задач, чему в немалой степени способствует продуманная педагогическая оценка. Педагогическая оценка нацеливает и стимулирует познавательную деятельность студента на саморазвитие и способность к нему. Опыт показывает, что формирование творческого потенциала личности студентов через вовлечение в исследовательскую работу поможет выпускнику быть более самостоятельным, успешно взаимодействовать с коллегами по работе, быть психологически готовым к изменению вида и характера профессиональной деятельности в новых экономических условиях.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены