РАЗРАБОТКИ
|
Как формировать исследовательскую компетентность школьников в условиях реализации ФГОССформированные как социальный заказ общества цели образования, трансформированы в требования к его результатам, изложенным в ФГОС общего образования второго поколения, где акцент сделан на активную учебно-познавательную деятельность школьников, формирование у них научного типа мышления, метапредметных компетентностей, умений сотрудничать, самостоятельно исследовать и проектировать. [4,5], в связи с чем, актуальной задачей является формирование у обучающихся исследовательской компетентности как составной образовательной компетентности выпускника. Понятие «исследовательская компетентность» понимается как интегративная характеристика личности, которая включает знания, умения, качества, исследовательскую позицию в жизни, опыт проведения исследований и определяет готовность школьника к самостоятельной исследовательской деятельности (умение наблюдать, вести поиск информации, ставить проблему и находить оптимальные пути ее решения). [2, с. 85]. В трудах отечественного ученого-педагога Г.И. Щукиной [7] отмечена необходимость развития у школьников познавательного интереса, познавательной самостоятельности, активности, которые, в сущности, являются элементами исследовательской компетентности учеников. В работах А.В. Хуторского особое внимание уделено организации систем творческих занятий, таких как ученические исследования, творческие недели, эвристические «погружения» [6, c. 170-171]. Учитывая заинтересованность школьников исследованиями и социальный заказ государства на воспитание выпускника школы обладающего методологической культурой, способного осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность, в РГУ им С.А. Есенина была разработана модель формирования исследовательской компетентности у обучающихся среднего и старшего школьного возраста, которая была апробирована в школах города. Модель определяет педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса (целостности, системности, интегративности, преемственности, сотрудничества, самостоятельности); инновационные подходы к формированию исследовательской компетентности обучающихся (системно-деятельностный - базовый, гуманистический, креативный, аксиологический), которые позволили предложить оптимальные педагогические условия для организации эффективного процесса формирования данной компетентности у школьников:
Формирование исследовательской компетентности школьников – это комплексный, последовательный преемственный целостный процесс, в основе которого, лежит самостоятельная исследовательская деятельность учеников. Использовались технология исследовательского обучения, информационно-коммуникативные, проектная, рефлексивная и другие. Условия формирования исследовательской компетентности школьников определили основные направления деятельности педагогов в этом процессе. Гуманизация учебно-воспитательного процесса. Главным направлением деятельности педагогов было создание условий для самореализации обучающихся на основе принципов педагогики сотрудничества. Изменялись взаимоотношения учителя, как тьютора исследовательской деятельности учеников и обучающихся. Этому способствовало отсутствие известного решения, готового запланированного результата. В каждом конкретном случае ученик был первооткрывателем, самостоятельно анализировал, искал свои пути решения проблемы, учитель консультировал, сопровождал его в исследовании, устанавливались субъект-субъектные отношения в образовательном процессе. Разработка и реализация программ внеурочной деятельности «Первые шаги в исследовании», «Школа ученика-исследователя». Программа «Первые шаги в исследовании» (18 ч) позволила развивать у школьников интеллектуальные и творческие способности, познавательную активность, сформировать необходимые знания методологического аппарата (проблема, гипотеза, цель, задачи, объект и предмет исследования), познакомить обучающихся с биологическим оборудованием, основными этапами исследовательской деятельности. У школьников были сформированы умения, необходимые для проведения исследования, подростки учились сотрудничать с преподавателем, старшеклассниками, сверстниками, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. Продолжением выше указанной программы был курс «Школа ученика-исследователя» (18 ч), который ориентирован на формирование базы исследовательской компетентности, умение работать с разными источниками информации, позволил познакомить обучающихся с эмпирическими и теоретическими методами исследования, математической обработкой результатов, оформлением исследовательской работы. Большую часть курса составляли практические занятия, на которых школьники решали исследовательские задачи, использовались ролевые и деловые игры, круглый стол. Обычно работали в малых группах, что дало возможность всем обучающимся приобретать навыки сотрудничества, межличностного общения. Школьники учились слушать другое мнение, разрешать разногласия, вырабатывать общее решение проблемы. В рамках курса на практике школьники провели самостоятельные исследования. Особого внимания заслуживают проекты: «Исследование экологического состояния речки Песоченки», «Влияние СМС (синтетических моющих средств) на зоопланктон озера», «Исследование степени загрязнения малых рек в окрестностях г. Рязани с использованием моллюсков-индикаторов» и др. С результатами исследований обучающиеся выступили на школьной научно-практической конференции, а лучшие их работы были рекомендованы на городские конференции и Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура». Главной целью организации исследовательской деятельности школьников было развитие их личности, раскрытие творческого потенциала, формирование у них исследовательских умений, научного типа мышления, активизация личностной позиции, что лежит в основе формирования исследовательской компетентности. С целью создания развивающей креативной среды была организована система исследовательской деятельности обучающихся, которая включала массовую (Ломоносовские дни, встречи с научными работниками, турниры смекалистых, научно-практическая конференция, биологические вечера и др.); групповую (заседания НОШ, конкурсы исследовательских проектов, экскурсии, участие во Всероссийских природоохранных проектах); индивидуальную (исследовательские проекты, выступление на олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях, индивидуальные консультации и т.д.). Креативная среда способствовала всестороннему развитию личности ученика как субъекта исследовательской деятельности. Формирование исследовательской компетентности обучающихся основывалось на преемственности и перспективности в обучении исследованию. Реализация системно-деятельностного подхода происходила через методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый, исследовательский, проектный, игровые, технологию Портфолио. Наибольшая самостоятельность мысли обучающихся достигалась при применении на внеурочных занятиях исследовательского метода, при котором школьники ставились в положение исследователей, а их деятельность приближалась по своей структуре к исследовательской деятельности ученого, но главной целью ее было не новые открытия для науки, а овладение учащимися исследовательскими умениями. В ролевых играх развивали умение строить логическое рассуждение, проводить сравнение, аналогии, выдвигать гипотезы; проводили мини-исследования на основе краеведческого материала, предлагали экологические задания с использованием графиков, таблиц, требующих выявления и объяснения закономерностей и зависимостей, что позволяло формировать исследовательский тип мышления обучающихся. Применение исследовательских задач способствовало развитию умений школьников находить оригинальные пути решения проблем, вести наблюдения и делать выводы, выполнять логические операции. С использованием элементов исследовательского обучения создавали на занятиях атмосферу делового сотрудничества, активизировали деятельность обучающихся, передавали им инициативу в организации своей работы, что способствовало созданию условий для формирования их исследовательской компетентности, развития творческих способностей, самореализации. Использование системно-деятельностного подхода позволило создать условия для успешной реализации творческого потенциала личности школьников, сориентировало педагогов на то, чтобы научить школьников учиться, подходить к решению разных проблем с исследовательской позиции. Главным стало развитие личности ученика-исследователя на основе овладения им универсальными учебными действиями – познавательными, регулятивными, коммуникативными. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, нестандартно решать возникающие проблемы, предлагать оригинальные идеи. Формирование исследовательской компетентности обучающихся способствует повышению качества школьного образования. Библиографический список
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены