РАЗРАБОТКИ
|
Индивидуальная траектория развития педагогаИзменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самообразованию, самосовершенствованию и умению проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития. В последнее время цели образования претерпевают существенные изменения в направлении гуманизации педагогического процесса и самой личности обучающегося. Если раньше образование рассматривалось, прежде всего, как процесс овладения учащимися определенных знаний и умений, то теперь приоритетными становятся формирование, становление и развитие творческой личности, с учетом сохранения ее позитивных индивидуальных возможностей и способностей, а также адаптации к реальной жизни. В таком контексте повышается роль школы, в которой закладываются предпосылки для формирования творческой личности в процессе обучения и воспитания. Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущим изменениям содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации. Таким образом, педагог новой формации – компетентный в профессиональной деятельности, в совершенстве владеющий предметом и методикой преподавания работник, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая отказываться от штампов и стереотипов, свободно ориентирующаяся в постоянно изменяющемся информационном поле, человек с чувством собственного достоинства, готовый расти в профессиональном плане, быть адаптивным и способным обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение школьников [6]. Следовательно, непрерывное образование предполагает не только повышение уровня педагогического мастерства через курсы повышения квалификации, а организацию непрерывного самообразования, самореализации и самосовершенствования с учетом индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагога, а также требований и целей образовательной организации [5]. Рассматривая роль личностного участия педагога в освоении профессии и совершенствовании своего мастерства, исследователи (Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, В.А. Сластенин и другие) приоритетное значение отдают самопроектированию профессионального саморазвития. Педагогическое проектирование это реакция на изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, создание опережающего образа педагогической деятельности, позволяющее учителю выстраивать профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с переменами, происходящими в социокультурной и образовательной среде. Учителю необходимо владеть навыками проектирования собственного развития, использование которых приведет к целенаправленному выбору модели и содержания собственного повышения квалификации, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории. По мнению Г.П. Щедровицкого, индивидуальная образовательная траектория – это «…выбор и самостоятельное осуществление возрастно-адекватных и вневозрастных видов деятельности, требующих осмысленного освоения и применения социального, культурного опыта». А.М. Маскаева представляет индивидуальную траекторию как «…процесс и результат развития опыта и личностных качеств обучающегося на основе вариативного обучения» [4]. Э.Ф. Зеер утверждает, что «…индивидуальная траектория профессионального становления личности характеризуется изменением направления вектора развития, обусловленного нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления [3]. Группа ученых Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др., индивидуальную образовательную траекторию представляют, как понятие, обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория рассматривается как специфическая инновация в системе повышения квалификации, которая обеспечивает расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических работников путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг [1]. Индивидуальные образовательные траектории должны учитывать индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, спрогнозировать развитие по индивидуальным образовательным программам и вероятные риски на этом пути и средства их преодоления, проследить траекторию профессионального роста учителя. Выступая современным средством профессионального саморазвития педагогов индивидуальная траектория профессионального развития, представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу его профессионального развития [2]. Она способствует определению перспектив формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации, дает возможность систематизировать и оптимизировать профессиональную деятельность, вырабатывает иммунитет к профессиональной стагнации, устойчивую потребность в развитии. Индивидуальная программа профессионального развития учителя может состоять из следующих этапов: изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; усвоение учителем педагогических технологий; создание собственной методической системы; разработка диагностического инструментария; участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы; обучение на курсах повышения квалификации; участие в мастер-классах, конференциях, форумах той направленности, которую выбрал для своего развития педагог, участие в работе творческих групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, мастер-классы и т.д.). Первым шагом в проектировании индивидуальной образовательной траектории является изучение требований к педагогу, заложенных в профессиональном стандарте и с определений «точек роста» – проблем или затруднений, формулирование собственного образовательного запроса и позитивного педагогического опыта в соответствии с этими требованиями. Затем, на основе анализа, необходимо определить индивидуальные задачи повышения педагогической квалификации в соответствии с требованиями стандарта и составить (спроектировать) индивидуальный план профессионального роста (в соответствии с профессиональными затруднениями). В ходе реализации которого, происходит систематическая оценка решения поставленных задач и корректировка темпов, содержания, форм и методов деятельности по их достижению. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию – формирование опыта самообразовательной деятельности – развитие профессиональной компетентности – совершенствование личности и деятельности профессионала. В результате каждый педагогический работник должен научиться: 1) проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития; 2) самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, образовательно-личностных потребностей и запросов; 3) определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития; 4) вести самостоятельно творческий поиск профессионально значимой информации; 5) использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения; 6) анализировать эффективность индивидуального образовательного маршрута и при необходимости менять его. Таким образом, возникает потребность в овладении учителем не только особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, но и требование постоянного профессионального и личностного роста, что и должны обеспечить проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников. Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью Особенности физического воспитания в условиях семьи Подготовительный класс и школа Актуальные психологические проблемы современного старшеклассника и пути их преодоления Памятки - помощники в выполнении домашнего задания по математике |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены