РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников английскому языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологий и методов. Технологии делятся на игровые, информационно- коммуникационные технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, проблемные технологии, проектные технологии, технология индивидуализации обучения, технологии развития критического мышления.

Проблемная технология способствует эффективному развитию самостоятельной работы учащихся, принятию ими личных решений по той или иной проблеме, приобретения навыков и умений самостоятельного высказывания на иностранном языке, осмыслению и рефлексии приобретенных знаний. Методические приёмы для создания проблемных ситуаций на уроке: формулирование проблемы учителем, чтение текста учеником по предложенной проблеме, ответы на вопросы учащихся по содержанию текста, ответы на проблемные вопросы учителя, высказывание собственного мнения, постановка собственных вопросов учащимся, ответы на вопросы, аргументированное высказывание по теме обсуждения, обсуждение проблемы в группе, коллективное обсуждение проблемы.

Проектные технологии - это возможность для школьников выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: изготовление мультимедиапрезентаций, открыток, проведение исследований, опросов, интервью.

Педагогика сотрудничества - предоставляет возможность чаще вступать в коммуникацию с участниками группы, формулировать свое мнение, действовать согласованно.
Здоровьесберегающие технологии - смена видов деятельности учащихся способствует развитию мыслительных операций, функций памяти и снятию эмоционального и физического напряжения.

Технология развития критического мышления – это набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления. Включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление опирается на широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления. Критическое мышление еще называют логическим или аналитическим мышлением.

Технология критического мышления дает ученику: повышение эффективности восприятия информации, желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни, повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, повышение качества образования, умение работать в сотрудничестве с другими, умение ответственно относиться к собственному образованию.

Технология критического мышления позволяет учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, дает возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
Есть много методических приемов, которые формируют критическое мышление. Это « знаем, хотим узнать, узнали», кластер, синквейн, пять- «w», мозговой штурм, учимся вместе, зигзаг и ажурная пила.

Подробнее остановлюсь на тех приемах, которые применяю в своей работе.

Прием «Кластер» («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся».
Например, при изучении темы «Великобритания» можно попросить учащихся предположить, по каким смысловым блокам мы будем изучать данную тему. Учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы, скорее всего, станут географическое положение, политический строй, экономика, климатические условия, культура, достопримечательности, традиции, праздники и т.д.

Следующим шагом будет обсуждение выделенных блоков. Для этого учащимся предлагается прочитать текст по данной теме. Таким образом, продолжается работа с данным приемом на стадии осмысления содержания; по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в «грозди».

Метод «Мозговой штурм». Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Например, 9 класс «Enjoy English», Unit 3

Teacher: What kind of conflicts do you know?

Пример 2.

Teacher: What comes to mind when you hear the word: holydays?

По технологии «Критическое мышление» используется урок, состоящий из трех этапов, каждый имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Метод "Знаем /хотим узнать / узнали" We know… We want to know… Now I know how to ….

Приём - таблица "Кто? Что? Когда? Где? Почему? "5-W" — Method. Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией:

Приём "Рюкзак"

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять план текста
  • я разобрался в такой-то теме
  • я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

Особо хочется отметить метод проектов, который введен в структуру уроков английского языка уже с начальной ступени обучения. Учащиеся выбирают индивидуальные, парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию.

Эффективным методом в рамках компетентностного подхода при формировании коммуникативной компетенции школьников является просмотр видеоматериалов, которые не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии.

Автор:
Блохина С.В.,
учитель английского языка
МБОУ «Новолядинская СОШ»,
р.п. Новая Ляда, Тамбовский р-н,
Тамбовская область

Список литературы

  1. Английский язык: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е.И. Колусева, Л.И. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2006.-147 с.
  2. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011.-163с.
  3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. – М.: Центр “Эйдос”.www.eidos.ru/news/compet.htm
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и руководителей образоват. Учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”, 2002.-43с.
  5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.-28с.
  6. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Приказ – 271. http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  7. Палаева Л.И. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школы. // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва, 2005.-234с.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - № 2.
  9. http://www.domyenglish.ru/p57aa1.html
  10. http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=784
  11. http://www.scholar.ru/tag.php?tag_id=4643
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены