РАЗРАБОТКИ
|
Учебный проект в системе ФГОС как способ обучения смысловому чтениюПроектная деятельность на уроках литературы в 5 классе. Сочинения, в которых ребёнок выступает в роли писателя, а не критика, писать нашим ученикам становится всё сложнее. Скудный сюжет, бедная речь – результат, обусловленный отсутствием практики чтения – это, конечно, первое, чем учитель объяснит несовершенство. Но, к сожалению, жизнь наша с её быстрым темпом и потоком информации, с вызывающими беспокойство опытных взрослых ценностями не располагает к наблюдению, которое лежит в основе данного очень нужного вида литературной работы даже мотивированного ученика. Организовать наблюдение может, как ни странно, проектная деятельность на уроке - коллективное решение проектной задачи – и широко применяемая в практике ФГОС технология критериального оценивания. В ходе выполнения коллективного предметного проекта мы получаем важные для учителя и ученика три результата: совершенствуем жанр отзыва для пятиклассников, качественно обогащая структуру и содержание, составляем модель жанра «рассказ» - универсальный продукт урока, нацеливающий на восприятие конкретного произведения внутри системы. Задача для учеников: Напишите хороший рассказ. Когда рассказ получит оценку – ХОРОШИЙ? Ребята, как можно с уверенностью сказать, предложат:
Этап 2. Определение задач проекта Мы накануне прочитали дома рассказ И.С. Тургенева «Муму», он создан почти 200 лет назад, и я знаю, что даже в нашем коллективе вопросы о поступках Герасима возникали, значит, произведение волнует читателя. Поможет ли рассказ Тургенева в решении нашей задачи – написать ХОРОШИЙ рассказ? В этот момент ребята и будут предлагать этапы (задачи) выполнения проекта, продуктом которого станет собственное художественное произведение. Активность учеников и глубина, точность их ответов может быть различной. Учителю необходимо из того, что предложат дети, сформировать ряд задач, подчёркивая при этом значимость их мыслей и ответов:
Этап 3. Решение задач проекта Выполнение двух задач: написание отзывов и обсуждение провокационной работы. Следует заметить, что данный этап важен и как самостоятельный, поскольку ребята учатся написанию качественно выполненного отзыва, в котором есть настоящие оценки (не только нравится и не нравится), в котором есть, как во всяком монологическом письменном высказывании, достойном высокой оценки, структура. На момент написания отзыва рассказ может быть еще не изучен на уроках: работа с текстом планируется после всех проектных действий. Занятие предполагается проводить после того, как ребята в классе или дома написали отзывы и сдали их (элементарное представление об этом жанре они получили в начальной школе). На занятии (после проверки отзывов учителем) ведется работа над структурой и содержанием отзыва-образца. Отзыв-образец создается учителем после прочтения детских работ и предлагается как одна из ученических работ (анонимно), в нём необходимо воспроизвести трёхчастную форму работы, в содержании основной части разместить материал, отвечающий жанровым признакам рассказа. Текст отзыва-образца выдаётся для работы каждому учащемуся с указанием на возможность делать необходимые пометы. В конце урока дети работают над созданием моделей оценки художественного текста. – Вы интересовались, когда мы будем говорить на уроке о ваших отзывах. Оформим тетрадь: Отзывы о рассказе И.С.Тургенева «Муму». Работы удачные, поэтому нет сомнений в том, что вы знаете, что представляет собой отзыв. Напомните?........ Хочется, чтобы каждый поделился сегодня опытом, как отзыв сделать удачным, думаю, что и для каждого из вас что-то будет новым. Допишем тему: Что в них оценить? – Меня поразило при проверке ваших работ то, что каждому из вас рассказ Тургенева оказался небезразличен, ваши оценки очень разнообразны и интересны. Именно поэтому давайте поступим сегодня на уроке анализа ваших работ не так, как всегда: не будем читать все работы по порядку, а посмотрим сначала (раздаёт тексты) одну из них, которую я напечатала для удобства и автора которой вы не знаете: выскажем о ней мнение как настоящие критики, а потом вернемся к своим работам и по желанию представим их классу. Я познакомился с рассказом Тургенева «Муму». Он мне понравился. – Близко ли вам мнение автора отзыва? – Почти все вы, как и автор отзыва говорите в своих работах о Герасиме, но чувства ваши к нему, оценки его характера и поступков – разные. Впереди у нас с вами работа по медленному чтению текста, возможно, вы даже измените своё мнение о главном герое рассказа, сейчас же давайте попробуем понять, что в предложенной работе оценил её автор? (На доске появляется запись: Что и каким образом оценивает автор отзыва? Ученики вычитывают и доказывают понимание оценок автора фрагментами текста, учитель фиксирует на доске результаты.) Оценка
– Обратите внимание, что многое оценил автор отзыва. Можно что-то из оценок добавить? (скорее всего, молчат) Подчеркнём в наших записях то, что позволило сделать отзыв автору содержательным. Оценка
– Обратите внимание, в какой части работы почти все оценки размещены автором? Сколько всего частей, вы заметили по количеству абзацев, есть ли, по-вашему, необходимость делить работу на три части? (выходим на понимание роли вступления, основной части, заключения; фиксируем в тетрадях и на доске – Структура отзыва:
– Вот, кажется, пришло время выдать отзывы их авторам. Оцените каждый себя в соответствии с тем, что обсудили. Этап 4 – Хочется обратиться к вам с одной просьбой: скажите, пожалуйста, кому важны сделанные вами заметки? (всем: автору произведения, читателю, автору отзыва) Оценка
Вы уже настоящие теоретики, и вполне можете по нашим выводам обозначить, что непременно должно быть в рассказе. Попробуйте заполнить пробелы (работа в парах). Помните, что в модели, во-первых, должны быть отмечены все названные нами составляющие рассказа, во-вторых, ваша модель должна быть универсальной, помогать читателю и критику понять любой другой рассказ. Заполните карточку: Если работа не даёт результата, следует организовать учебный диалог: Правда ли, что в рассказе должен быть обязательно главный герой? Далее обсуждаем, исходя из выше данных оценок, необходимость в рассказе
Ребята, вы уже настоящие теоретики! У нас получилась модель рассказа, или, как говорят в большой литературе, модель жанра «рассказ». Возможный вариант модели:
Можно ли эти же самые позиции считать удобными для тех, кто пишет ИНТЕРЕСНЫЙ рассказ? Выходит, что полученная модель - это и критерии для самооценки. Этап 5. Сознание продукта - рассказа. Самооценка Этап 6. Праздник читательских удовольствий: презентация творческих работ. В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos
Читайте также:
Всего комментариев: 1
1
Ирина7607 • 15:43, 07.04.2021
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены