РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Текстовые математические задачи как средство формирования ценностно-смысловой компетенции у старшеклассников

В настоящее время главной задачей современного образования является создание условий для качественного обучения. В последнее десятилетие 21 века российское образование характеризуется разработкой и внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального, общего, среднего и высшего образования с учетом компетентностного подхода и на его основе.

Согласно ФГОС 3 компетенция – это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности [1].

В современной педагогике А.Н Хуторской выделил семь основных видов компетенций. Под ценностно-смысловой компетенцией понимают компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, способностью ориентироваться в окружающем мире, видеть и понимать его, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих поступков и действий, осознавать свою роль и предназначение, принимать решения.

Математика — основной школьный предмет, изучаемый на протяжении всего обучения в школе. Под математической компетенцией понимается возможность находить математические отношения, структурировать данные, обосновывать математическую модель ситуации, анализировать, преобразовывать её и толковать полученные результаты. Одной из главных целей математики является подготовка учащихся к повседневной жизни, овладение не только теоретическими знаниями, но и умением применять данные знания на практике [2].

Результатами усвоения программы по математике в старшей школе является успешная сдача Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) по математике.

Начиная с 2015 года ЕГЭ был разделен на два уровня: базовый и профильный, с целью создания психологического комфорта для учащихся при выборе дальнейшего учебного заведения с профилирующей и непрофилирующей математикой.

В связи с разделением ЕГЭ в профильной части была введена задача на проверку владения знаниями по финансовой математике. Современный выпускник образовательной школы обладает примитивными знаниями в области экономики, если же он не учился в специализированном экономическом классе или же самостоятельно не занимался изучением данной области науки.

Выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть не только конкурентно способным, но и экономически образованным, так как переход к рыночной экономике требует не только создание соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирование нового поколения экономически грамотных людей [3].

Одной из важнейших потребностей школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

Решение задач – это одна из составляющих экономического образования.

Без математических расчетов невозможно осуществлять финансовое и бизнес-планирование, без понимания графиков теряют смысл финансовые прогнозы. Коммерческие расчеты помогают ученику уже с малых лет видеть, практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют эффективнее усвоить экономические реалии.

В Контрольно Измерительных Материалах ЕГЭ по математике профильного уровня учащимся для решения предлагается текстовая задача (задание 17) на тему финансовая математика, в котором представлена задача на сложные проценты, банки, вклады кредиты, оптимальный выбор.

Текстовая задача — описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.

Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи. Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса). Решить задачу значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи.

Типичные ошибки при решении тестовой задачи с экономическим содержанием являются: неверное построение математической модели, отсутствие пояснений при составлении математической модели, вычислительные ошибки и самая распространённая ошибка в данном задании построение ответа без учёта условия (например: кредит будет погашен за четыре года равными платежами).

Проанализировав статистические данные Регионального Центра Обработки Информации о результатах ЕГЭ по математике профильного уровня 2015-2018 года по Амурской области, можно сделать вывод о том, что современные выпускники школы в недостаточной степени обладают финансовой грамотностью, что в последствии вызывает затруднения при написании ЕГЭ по математике профильного уровня, в частности при решении задания номер 17. В связи с этим возникает необходимость уделять большее внимание решению тестовых задач с экономическим содержанием на уроках математике.

Для того чтобы обучить учащихся навыкам решения текстовых задач на сложные проценты с экономическим содержанием нами был разработан элективный курс на тему «Встречи с финансовой математикой», который может быть использован учителями математики в качестве методического пособия для учащихся 10-11 классов.

Цели данного курса: знакомство учащихся с основами экономики; формирование представления о методах и способах решения нестандартных задач по теории простейших финансовых операций; формирование способности к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Задачи данного кура: углубить теоретические знания учащихся по теории простых и сложных процентов, прогрессии; изучить методы и приемы решения нестандартных задач по теории простейших финансовых операций; развить исследовательские умения и навыки учащихся.

Предлагаемый элективный курс состоит из 4 блоков: налоги, простые проценты; вклады, сложные проценты; кредиты; оптимальный выбор. Каждый блок рассчитан на серьезный самостоятельный труд учащихся. Важной составляющей обучения является домашняя деятельность учащихся, связанная с поиском информации в различных источниках, её самостоятельный анализ и осмысление. К каждому занятию учащимся дается определенное домашнее задание. На изучение каждого блока отводится не менее 3 уроков, при этом целесообразно чередовать занятия с индивидуальными консультациями, во время которых учащиеся имели бы возможность рассказать учителю о своем продвижении в изучении материала, о проделанной работе, и обсудить интересующие вопросы. В качестве зачетной работы, учащимся предлагается в группах (не более 5 человек) изучить, проанализировать и представить разработанные проекты на определенную тему (например: «Как купить в кредит и сэкономить», «Простые и сложные проценты, или как выгодно вложить деньги», «Задачи оптимизации портфеля ценных бумаг»).

Процесс формирования ценностно-смысловой компетенции сложный и длительный. Одной из важнейших потребностей школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 - Последнее обновление 06.06.2017.
  2. Кульбякина, Л.Я. Вопросы в методике преподавания математики / Л.Я. Кульбякина, Т.Н. Зотова // Начальная школа. – 2004. – № 7. – 117-121с.
  3. Горяев, А. А. , Чумачеченко В.А. Финансовая грамота. – Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – М., 2009 — 122 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены