РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Оформление решений и запись ответов с перспективой на экзамен по математике

Экзамен по математике в форме ЕГЭ и ОГЭ при правильной подготовке хорошо может сдать практически каждый. Формула успеха проста и сложна одновременно – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме (ГИА) в 9 и 11 классах вызвало необходимость изменения в методах и формах работы учителя. Данная необходимость обусловлена, прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний.

Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена.

К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени отработке вопросов специфики ЕГЭ и ОГЭ.

Для эффективной подготовки к Государственной Итоговой Аттестации нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка.

Довести решение многих задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди нескольких предложенных.

И я хочу обратить ваше внимание на подготовку к экзамену в плане выбора, записи ответов и оформлении решений различных задач начиная с 5-го класса.

Очень часто обращаем внимание детей на то, что рассматриваемые задачи встречаются на экзамене в 9 или 11 классе (и как горды и рады ребята, когда решат такую задачу).

Иногда мы это не озвучиваем, но строим свою работу таким образом, чтобы решение задач и различных упражнений по оформлению и записи ответа не отличалось от той работы, которая будет проводиться непосредственно по подготовке к экзамену в 9 и 11 классах.

Во-первых, запись ответов в десятичных дробях. Когда можно записать обыкновенную дробь в виде конечной десятичной дроби, когда этого сделать нельзя. Как округлить десятичную дробь и до какого разряда. Как и когда надо округлять с избытком или с недостатком. Практически на каждом уроке начиная с 5-6 класса мы с детьми это повторяем и доводим запись ответов в виде десятичной дроби до автоматизма.

Во-вторых, приучаем детей очень внимательно читать условие задачи и четко отвечать на поставленный вопрос. Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…».

Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

В-третьих, ни в коем случае не торопиться, не бежать, как бы ни были ограничены во времени. На самостоятельных работах, различных диктантах или тестовых работах указывать время, за которое должна будет выполнена та или иная работа и строго следовать этому времени.
А у доски наши дети уже привыкли, что они отвечают или с указкой, или с мелом. Если прошу в руки взять указку, то значит предстоит устная или полу устная работа с обязательным выделением и записи ответа в краткой форме. Если работаем с мелом, то значит все подробно записываем, и условие, и решение, и формулируем ответ.

Несколько слов хочу сказать об учебниках математики, алгебры и геометрии линии А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.

Эти учебники как нельзя лучше вписываются в систему подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Уже с 5 класса включаются задания подобные тем, с которыми мы встречаемся на экзаменах.

Вызывают интерес такие рубрики, как «Задача от мудрой совы», «Учимся делать нестандартные шаги», ну и просто «Упражнения для повторения».

А в учебнике геометрии рассматриваются не только основные свойства геометрических фигур, но и дополнительные (правда чаще всего в виде ключевых задач), но тем не менее их можно применять при решении задач 1-ой части ОГЭ и ЕГЭ

В рубрике «Когда сделаны уроки» изучаются теоремы Менелая, Птолемея. Знание которых требуется при решении задания 26 из ОГЭ и задания 16 из ЕГЭ-профиль.

В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

Я считаю, что изучение каждой темы в математике не должно быть поверхностным, только с целью нахождения правильного ответа. Каждый шаг должен быть обоснован устно или письменно. У учащихся должна быть сформирована система математических знаний и математическая культура. Мы должны уделять внимание отбору рациональных методов рассуждений при решении задач, это дает возможность ученику избежать ошибок и, кроме того, сэкономить время.

Так, например, задание 13 ЕГЭ-профиль. Требования к оформлению этого задания год от года меняется. На представленном слайде мы видим, что ученик записал ответ в виде четырех серий решений, когда ответ можно записать в виде двух серий. В 2017 году за это задание можно было получить 2 балла, но неизвестно что будет в следующем году. Подобное мы могли наблюдать с текстовой задачей на экзамене в 9 классе.

Ну и конечно неотъемлемым элементом подготовки к ГИА является обучение заполнению бланков. Некоторые учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время предэкзаменационных работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведётся с учащимися не непосредственно перед экзаменом, а намного раньше, как только возможно.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены