РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие гражданской позиции младшего школьника через формирование активного «гражданского» словаря

Введение

В современном мире именно образование является одним из самых важных факторов в сохранении безопасности и стабильности в обществе. В Законе «Об образовании в РФ», в Федеральной программе развития образования, нормативных актах, регламентирующих процессы образования, задачи демократизации и гуманизации образования, служащего построению гражданского общества, укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций страны, к их устойчивому развитию выдвигаются как одни из ведущих. Формирование гражданственности у подрастающего поколения выступает основным принципом государственной политики в области образования. Будущее России в немалой степени зависит от готовности её юных граждан к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. 

Формирование гражданственности обучающихся должно быть непрерывным, то есть, охватывать урочную деятельность, внеклассные и факультативные занятия, общественную деятельность школьников, дополнительное образование обучающихся. Программы дополнительного образования в рамках образовательных стандартов «Юный патриот» и программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» направлены на формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками. Обучающиеся активно вовлечены в процесс создания школьного музея патриотической направленности, дети с большим старанием самостоятельно изготавливают макеты кораблей и танков, создают стенгазеты «Мой дедушка, папа в армию служили», проводя целую исследовательскую работу по изучению истории своей семьи, создано школьное самоуправление и уже с первого класса детей учат быть лидерами, учат быть ответственными и трудолюбивыми гражданами своей страны. У детей формируются представление, что быть гражданином не значит жить в каком- то государстве, быть гражданином – значит занимать активную нравственную позицию, осознавать ответственность своего участия в жизни своего Отечества, народа.

В тоже время, школьники не всегда понимают значение слов гражданско-патриотической направленности, путаются в определениях, а значит, показывают свою некомпетентность в социальных вопросах. Требованием же к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является активное использование речевых средств, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения коммуникативных и познавательных задач.

Речь обучающихся развивается в непосредственной связи с накоплением словарного запаса, при изучении языковых единиц ученик должен осознавать, какими языковым богатством он овладевает для того, чтобы выразить свои мысли.

Целью образовательного проекта стало развитие гражданской позиции младшего школьника через формирование активного «гражданского» словаря. Основная трудность развития речи обучающихся состоит в том, что ситуация урока снимает естественную коммуникативность речи. Необходимо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации. Эффективными методами для решения этой задачи в условиях современного урока являются интерактивные методы обучения, способствующие взаимодействию педагога с обучающимися и всех обучающихся друг с другом.

1. Сущность и содержание гражданственности младших школьников

Гражданственность является одним из условий привития у подрастающего поколения способности возродить своё Отечество, развить идею государственности. Ведущая роль в воспитании ребёнка, которому будут характерны толерантность, гражданская культура, гражданское сознание и потребность в гражданской деятельности принадлежит образованию. Формирование гражданственности является требованием социального заказа общества и законодательно установлено с принятием Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Противоречие между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его гражданской позиции обусловило необходимость нравственной направленности всего процесса воспитания в школе. На устранение этого противоречия направлен новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Гражданственность – позиция личности, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, общество, в готовности отстаивать и защищать её права и интересы. Гражданственность – это нравственное качество личности, основанное на любви к Родине, осознании своих прав и обязанностей по отношению к обществу, сопричастности к общественным и политическим делам своей нации, социально значимой деятельности во всех областях жизни общества. Гражданственность как качество личности в отличие от некоторых иных качеств, включает теоретический компонент – знания о различных сферах социальной жизни: устройстве, законах и нормах, правах и обязанностях человека. Так же, как и иные качества, гражданственность имеет деятельностный компонент, обеспечивающий человеку возможность использовать свои права и выполнить обязанности.

В основе разработки современных стандартов начального общего образования лежит представление об образовании как институте социализации личности. К социально-желаемым характеристикам личности, определяющим основные задачи и направления развития системы образования относят, в том числе, формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире; активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху; готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм.

Основываясь на перечисленных выше положениях, можно сформулировать ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; 
  • отказа от деления на «своих» и «чужих»; 
  • уважения истории и культуры каждого народа; 
  • формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; 
  • уважения к окружающим;
  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.

Младший школьный возраст является сензитивным для формирования представлений об окружающем мире, формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, развития критичности по отношению к себе и окружающим. Начинает закладываться фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Моральные суждения обучающихся 1-2 классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях учителя и родителей, обучающиеся 3-4 классов помимо этого пытаются анализировать опыт других людей. В младшем школьном возрасте есть большие возможности для воспитания положительных качеств характера. К началу обучения в 3 классе у младших школьников формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, развивается способность к волевой регуляции своего поведения. В 3-4 классе начинает проявляться осознанное чувство долга.

И.Д. Бех отмечает, что у шестилетних детей развивается определенная ориентация на социум, а также умения на определенном уровне понимать и оценивать общественные отношения. В шесть лет ребенок начинает понимать важность общественно значащих дел, у него формируется понимание и оценка социальных явлений.

У обучающихся в процессе предметно-практической и учебной деятельности усложняются формы общения, принципиально изменяются ценностные ориентации во всех сферах отношений ребенка, который активно приобщается к нормам общества, на новом уровне оценивая общественные дела. К концу младшего школьного возраста ценностные ориентации складываются в стойкую, сложную систему, которая определяет становление их активной жизненной позиции. Поэтому у младшего школьника важно формировать способность познавать себя как члена семьи или детского коллектива, как ученика, жителя города или села; воспитывать у него любовь к родному дому, школе, улице, своему государству, его природе, к родному слову, быту, традициям. Учитывая возрастные особенности младших школьников, можно сформировать у них обобщенные знания о явлениях в общественной жизни, которые являются предпосылкой воспитания у них гражданских чувств.

Таблица 1. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования

2. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка в начальной школе

Переход к стандартам второго поколения ставит перед учителем начальных классов ряд вопросов: изменение процесса обучения, для увеличения его продуктивности, вовлечение в активную деятельность на уроке всех обучающихся, повышение уровня мотивации обучающихся к обучению, то есть, создание на уроке условий для успешной, интеллектуально- самостоятельной деятельности учеников. Метод обучения – способ теоретического и практического овладения учебным материалом, исходящий из задач образования, воспитания и развития личности. Под интерактивными методами обучения понимаются все виды деятельности, которые требует творческого подхода к материалу, и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика. Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика, то есть, основой интерактивного обучения является активное взаимодействие. Интерактивные методы обучения – это способ достижения учебной цели через построение диалога, в процессе которого происходит взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса; учебный процесс организовывается таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Учитель регулирует процесс обучения, занимается его общей организацией, готовит необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Обучающиеся обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. 

При организации кооперативной формы учебной деятельности учеников на уроках русского языка центральное место занимает взаимодействие обучающихся друг с другом, живое общение. Усвоение материала при таком обучении становится активным, обсуждение обучающимися материала, взаимообучение дают возможность продуктивнее овладеть учебным материалом. Как организаторы, дети планируют собственное обучение и берут на себя ответственность за свои решения. 

Интерактивные методов обучения:

1. Групповые (парные) упражнения – это совместная деятельность детей и учителя, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно-распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между обучающимися, их совместная согласованная деятельность. 

2. Дискуссия – коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы, повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучающихся в коллективный поиск истины. Существуют различные виды дискуссии, в частности: 

  • «Мозговой штурм», который способствует развитию творческого потенциала обучающихся, развивает умение работать в команде, анализировать ситуацию, генерировать идеи и, за довольно короткий промежуток времени, искать правильные пути решения проблемы. 
  • «Метод ключевых (эвристических) вопросов», по которым в процессе решения определенного учебного задания, учитель тренирует учеников отвечать на эвристические вопросы: «Где? Когда? Почему? Как? Откуда? Чем? Кто? Что?», ставить их перед другими и перед собой. В ходе такой работы учитель приучает учеников рассматривать каждое задание с разных точек зрения [42].
  • Метод «Аквариум» – форма диалога, когда обучающимся предлагается обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Педагог и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Например, после изучения темы «Соединительные гласные о и е», учитель предлагает определённые задания в группах по правописанию сложных слов с соединительными гласными.

3. Метод проектов – это способ организации процесса познания, основанный на целенаправленной самостоятельной деятельности исследовательского характера обучающегося или группы обучающихся для достижения предполагаемых результатов, имеющих практическую, теоретическую или познавательную значимость. Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью: самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому оценивать результативность своего труда.

4. Игровой метод, включающий различные виды игр:

  • Деловые игры – метод обучения, в котором моделируются предметный и социальный аспекты содержания определенной области. 
  • Творческая игра – метод всестороннего развития детей, связанный со всеми видами их деятельности: работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеклассные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);разминки;обратная связь;обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («займи позицию», «шкала мнений»);разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»).

Интерактивные методы обучения: «Карусель», «Аквариум»; «Мозговой штурм»; «Броуновское движение»; «Дерево решений»; Ролевые (деловые) игры; Метод аналогий и ассоциаций при работе со словарными словами.

3. Методики исследования уровня сформированности гражданственности и объёма активного словарного запаса обучающихся.

Отправной точкой при работе над созданием/обогащением гражданского словарного запаса обучающегося младшего школьного возраста необходимо определить уровень сформированности гражданственности и объём активного словарного запаса ( что и было проведено с обучающимися 3г класса МБОУ «НШ №24»). Анализ полученных в результате среза данных позволил разработать проект педагогической технологии и определить аспекты работы, которые требуют особого внимания со стороны педагога.

Задачи:

  1. Определить критерии и показатели, характеризующие уровни сформированности гражданственности и объём активного словаря обучающихся третьего класса.
  2. На основе использования диагностических методик выявить исходный уровень сформированности гражданственности и объёма активного словаря обучающихся третьего класса.

Для диагностики уровня сформированности гражданственности и объёма активного словарного запаса обучающихся третьего класса МБОУ «НШ№24» (20 чел.) использовались методики, представленные в таблицах 2, 4.

Таблица 2 Методики определения объёма активного словарного запаса обучающихся третьего класса

На основе анализа направленности упражнений выбранных методик, были определены критерии и показатели объёма активного словарного запаса обучающихся третьего класса (табл.3).

Таблица 3. Критерии и показатели объёма активного словарного запаса обучающихся третьего класса

Оценка объёма активного словарного запаса обучающихся третьего класса с опорой на выделенные критерии производилась по трём уровням: высокий, средний, низкий (прил. 7).

Таблица 4. Компоненты, показатели (по А.Г. Асмолову) и методы оценки сформированности гражданственности детей младшего школьного возраста.

По результату анализа литературных источников было выявлено три уровня сформированности гражданственности младших школьников: низкий (Н), средний (С), высокий (В) (прил.8).

4. Анализ и интерпретация результатов исследования по используемым методикам 

Подробный анализ и интерпретация результатов исследования по используемым методикам представлены в приложении 9.

Результаты исследования объёма активного словарного запаса обучающихся третьего класса, в соответствии с выделенными критериями представлены в виде гистограммы (рис.1).

Рис.1. Объём активного словарного запаса обучающихся третьего класса в соответствии с выделенные критериями (%)

Подробные результаты диагностики уровня сформированности компонентов гражданственности представлены в приложении 10. На основании результатов по совокупности показателей были выявлены уровни сформированности гражданственности младших школьников.

Таблица 5. Уровни сформированности компонентов гражданственности младших школьников

Таким образом, на основании данных, мы можем сделать выводы, что проводимая образовательная работа по формированию гражданственности и активного словарного запаса обучающихся не достаточно эффективна, что говорит о необходимости создания технологии развития гражданской позиции младшего школьника через формирование активного гражданского словаря.

5. Проект педагогической технологии обогащения активного «гражданского» словарного запаса обучающихся с использованием на уроках русского языка интерактивных методов обучения

В ходе работы была выявлена необходимость в разработке эффективной образовательной технологии, направленной на расширение активного «гражданского» словаря младших школьников. Наиболее эффективным решением поставленной задачи будет включение интерактивных методов обучения, поскольку уже сама образовательная ситуация в контексте интеракции будет стимулировать речевую активность и мотивировать обучающихся к включению в актив новых лексических единиц.

Цель: разработать педагогическую технологию, направленную на обогащение активного «гражданского» словарного запаса обучающихся третьего класса с использованием на уроках русского языка интерактивных методов обучения. 

В основу технологии положена структура, предложенная Г.К. Селевко, включающая 4 модуля: целевой, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный (см. табл. 6). Предлагаемая технология ориентирована на обогащение активного словарного запаса обучающихся третьего класса в рамках предмета «Русский язык».

Таблица 6. Структура педагогической технологии обогащения активного словарного запаса обучающихся третьего класса

Технология осуществляется по трём направлениям.

I направление – организация работы по формированию у обучающихся представления о семантическом (лексическом значении) компоненте значения слова как способе или форме закрепления знаний (о каком-либо предмете или явлении и др.). 

Работая в этом направлении, возможно использовать дискуссию, так как этот метод повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. 

Например, используя вид дискуссии «Мозговой штурм», обучающимся может быть предложено задание в группах: составить «правовой словарь», словарь на патриотическую тему: 

  • Родина, Отечество, отчизна; колыбель; родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, родная страна, отчий край, родные березы, родная земля, родные места, прародина, край отцов; Русь, Россия, Отчизна, родной очаг, родные просторы;
  • столица, Белокаменная,сердце Родины, Красная площадь, Кремль, 
  • символы Российской Федерации, флаг, герб, гимн; президент, партия, - Конституция, право/права, мораль, выборы, я голосую, я выбираю,
  • народ, соотечественники, горожане, люди, нация, национальность, трудящиеся, сотрудники, личность, гражданин, лидер, русский, трудолюбие, доброта, долг, обязанность, 
  • победа, День Победы, Великая Отечественная война, победитель, защитник, защита, вера, надежда, любовь, воин, освободитель, друг, товарищ, боец, солдат, подвиг, салют, 9 Мая, ветеран, герой, орден, медаль, заслуги перед Отечеством, самоотверженность, честь, достоинство, любовь к Родине, благодарность, милосердие, отвага, 
  • идеал, ответственность, характер, воля, выдержка, дисциплина, патриотизм, справедливость, долг, дисциплина, смелость, защита слабого, преданность и т.д.

Обучающимся предлагается систематическая работа по поиску происхождения и употребления слов, используя словари, дополнительную литературу, подборка статей из газет, журналов, в школьной библиотеке на патриотические темы о защитниках, героях, воспоминаниях о подвигах отцов и дедов, о службе родителей в армии.

Работа по заданиям происходит в малых группах, далее обучающиеся защищают иллюстрированные словари, книжки – малышки, стенгазеты, «боевые листки», соблюдая правила выступлений и дискуссии: с уважением отнесись к мнению другого человека, любое высказывание должно быть аргументировано, уважай мнение другого человека, поддерживай дружелюбный тон.

Порядок реализации метода «Аквариум»:

Класс делится на группы, выбираются наблюдатели.

Учитель предлагает определить одной группе лексическое значение определения «естественные права человека», найти его происхождение, второй группе предлагается найти значение и происхождение слова «неотъемлемые права человека», третья группа работает над выражением «социальные права».

Работа обучающихся в группе (наблюдатели оценивают работы обучающихся в группе (слаженность, взаимодействие всех участников группы между собой и т.д.).

Далее малая группа выбирает того, кому она может; наблюдатели фиксируют информацию.

ТЕМЫ: 

  1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.
  2. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.
  3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.
  4. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).
  5. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.
  6. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.
  7. Ребенок имеет право на доступ к информации.
  8. Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.
  9. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь государства.
  10. Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.
  11. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказании медицинских услуг.
  12. Ребенок имеет право на образование.
  13. Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.
  14. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для его физического или психического здоровья, препятствует получению образования.
  15. Ребенок, неполноценный в физическом или умственном отношении, имеет право на особую заботу и предоставление особых условий.
  16. Ребенок имеет имущественные права.

Метод ключевых эвристических вопросов. Работая над лексическим значением слов «Родина», «малая Родина», учитель предлагается ответить на вопросы: Как возникло это слово? Где возникло это слово? Что оно обозначает? 

Метод «Карусель», предполагающий активное взаимодействие обучающихся друг с другом; класс делится на группы – два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на подбор однокоренных слов. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание: «Подбери однокоренные слова к словам «обязанности», «свобода», «патриотизм»». В толковом словаре найди значение этих слов». Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа: «Подбери к словам «обязанности», «свобода», «патриотизм»» синонимы, антонимы, составь предложение с каждым из этих слов. После смены партнера, все обучающиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием, и весь алгоритм повторяется заново.

В рамках метода «Мозговой штурм» обучающиеся в группах подбирают слова, ассоциирующиеся у них со словом «гражданственность» и оформляют запись на листах А3 в форме «солнышка». В диске солнца записывают слово «гражданственность», а на лучах – слова-ассоциации. Далее обучающиеся в группах работают над вопросом: Что такое «гражданственность»? Обучающиеся от каждой группы представляют полученные ответы. 

II направление – организация работы по формированию у обучающихся представления о прагматическом и синтаксическом компонентах значения слова.

Используя на уроке обучающие игры, например, обучающимся предлагается адаптированная к условиям эксперимента игра «Снежный ком». Сначала, учитель включает запись, при прослушивании которой, обучающиеся слышат песни, посвященные Великой Отечественной войне, далее обучающимся предлагается записать слова, ассоциирующиеся с прослушанной музыкой, главное явление, которому посвящена запись, далее составляются два-три предложения на данные темы, предлагается нарисовать слова, вспомнить истории из жизни, связанные с этим словом, рассказать их друг другу в группах, записать ещё слова, связанные с данным словом по содержанию, цвету, звучанию и т.д. Итогом работы становится коллективное определение понятия, над которым работали на уроке и написание сочинения. Такой метод обучения позволяет обучающимся устанавливать связи между словами, подбирать к слову синонимы, антонимы, родственные слова.

Для обогащения глагольного словаря обучающихся используем на уроке ситуацию соревнования. Учитель, с регламентом 3 минуты, показывает на слайдах различные предметы (возложение цветов у Вечного огня, школьный военный музей, символика РФ и т.д.), задача обучающихся, работая в парах, записать как можно больше подходящих по смыслу глаголов. После записи обучающимися подходящих глаголов к предложенным предметам, первая пара учеников называет первый предмет и подобранные к нему глаголы Остальные обучающиеся зачёркивают у себя те слова, которые уже были названы, следующая пара учеников называет следующую пару слов и т.д. Победительницей становится пара учеников, у которых осталось большее количество не зачёркнутых глаголов. Учителем оговаривается критерий, что подбираемое слово должно подходить к предложенному предмету по смыслу.

III направление – организация работы по соответствию культуры речи обучающихся языковой правильности, устранении из речи нелитературных слов.

Обучающимся предлагается в группах провести мини-исследование на тему «Диалектизмы и жаргонизмы в речи моих одноклассников» и др. После представления группами результатов исследований, обучающимся предлагается подобрать к исследованным словам синонимы, соответствующие литературной норме. Для обсуждения данного вопроса возможно использование методов «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Аквариум» и др. Итогом работы может стать выставка плакатов на темы «Можно и нельзя употреблять в речи слова», «Говори и пиши правильно» и др. 

В рамках метода «Аквариум», обучающимся предлагается разобрать вопросы, касающиеся текста, предложенного им для прочтения. Далее малая группа выбирает того, кому она может доверить вести диалог. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. 

Текст: Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут две девочки и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!»

Предлагаемые вопросы:

  • Что вы подумали о девочках на лестнице? О трех первоклассниках? Какие они люди? Что помогло вам сделать такие выводы?
  • Влияют ли нравственные качества человека на культуру его речи и, наоборот? А как бы вы поступили на их месте?
  • Составьте свой вариант рассказа, по которому мы смогли бы охарактеризовать ваших героев как добрых, милосердных людей. Какое чувство вы испытываете по отношению к больной девочке? 

Заключение

Предлагаемая педагогическая технология разработана на основе изучения уровня сформированности гражданственности и объёма активного словарного запаса обучающихся конкретного класса, однако считаем, выбранные направления обогащения «гражданского» активного словарного запаса обучающихся актуальными, следовательно, возможно применение технологии и в работе с обучающимися других образовательных организаций. Достоинством применения интерактивных методов обучения является возможность обогащения активного словарного запаса обучающихся и на других учебных предметах, так как задания в рамках одного метода могут быть совершенно различными. Также, при корректировке заданий в рамках интерактивных методов, предлагаемая технология может применяться в образовательных организациях, осуществляющих деятельность по другим учебно-методическим комплексам. Материалы были представлены в следующих публикациях: статьи в материалах Международных студенческих электронных научных конференций «Студенческий научный форум» (2013 – 2017 г.г.); XVI Региональной студенческой конференции 2014 -2015 г.

Работа по данному проекту ведется с 2015 года, основные замеры/показатели будут сделаны в 2019 году. Уровень качества обученности обучающихся по предметам с 2015 года с 54% до 69% процентов, личностные качества заметно повысились, во внеурочных мероприятиях участие детей поднялось до 100% с 71%.

Литература

  1. Александрова Р.Н.  Уточнение, обогащение и активизация словаря младших школьников [Текст] / Р.Н. Александрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –  М., 2013.– №12. – с.151-153.
  2. Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй /  Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова.  – М.: АРКТИ, 1997. – 64 с., цв. таблицы.
  3. Быстрова Е. А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка [Текст] Е. А. Быстрова// Русская словесность.–  2001.  – № 8. – С. 66–74. –с. 65-66.
  4. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник [Текст]  Быстрова Е.А. //  Русская словесность.– 1996.–  N4. – С.39-44
  5. Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение [Текст] / С. В. Иванов // Начальное образование. Спецвыпуск. –2005.
  6. Ионова О. И. Способы обогащения индивидуального словаря младшего школьника.[Текст] /  О. И. Ионова// Образование в современном мире: новое время – новые решения. Теоретические и методические аспекты дошкольного и начального образования. – 2005.
  7. Кузнецова Н.В. Изучение в начальных классах системных отношений в лексике (на материале синонимии и антонимии) [Текст] / Н.В. Кузнецова. –  М, 2003. – с. 25.
  8. Львов, М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р. Львов.–М., 1997. –256 с.
  9. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М.Р. Львов. –  М., 1985. – С. 29.
  10. Печкурова О.В. Современные уроки развития речи [Текст] / О.В. Печкурова. – Ростов- на –Дону: Феникс, 2003.
  11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. –  М.: Педагогика- пресс, 1994. – 526с.
  12. Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка [Текст] / С.В. Плотникова //  Начальная школа.–М., 2007. – № 10. –  С. 92–97.   
  13. Стронин А. И. Этика гражданственности// Вестник Московского университета. Сер. Социология и политология. М., 2010. N 1.С.33-41.
  14. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (Историко-педагогические аспекты). Автореф. дисс. докт. пед. наук.  М.: ВЛАДОС, 2001.35с.
  15. Толкачева, Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. 20с.
  16. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия. М.: Педагогика, 2001. 209с.
  17. Федеральный закон от 29.12.2012  № 273 - ФЗ (ред. От 21.07. 2014) «Об образовании в РФ».
  18. Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.
  19. Филонов Г.И. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. М.: 2007. N8. С. 38‐44.
  20. Филиппова Л. М. Эффективность гражданского воспитания: проблема критериев// Вестник Московского университета. Сер. 18 : Социология и политология.  М., 2010.N1.- С.33-37.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены