РАЗРАБОТКИ
|
Методические рекомендации по развитию вычислительной культуры школьников 5-6 классов на уроках математикиОсновные идеи, положенные в основу курса математики 5-6 класса – это общекультурная ориентация содержания, интеллектуальное развитие учащихся средствами математики на материале, отвечающем интересам и возможностям детей 10-12 лет. Продолжается развитие всех содержательно-методических линий курса начальной математики: числовой, функциональной, геометрической, логической, анализ данных. Они реализованы на числовом, алгебраическом, геометрическом материале. В 5 классе происходит смена акцентов в преподавании, упор делается на умение рассуждать, доказывать, обосновывать, но важно не пренебрегать развитию вычислительной культуры школьников, в частности, обучению эвристическим приёмам прикидки и оценки результатов действий, проверки их на правдоподобие. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для школьников довольно сложными. Большое внимание на то, что способность к умственному (устному) счёту полезна и в отношении практическом, и как средство для здоровой умственной гимнастики обращал С.А. Рачинский. Он всегда учил детей решать задачи быстро, оригинально, красиво. Учил видеть неожиданные, особые свойства чисел и соотношений между ними. При подборе заданий для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые задания для закрепления, как правило, должны формулироваться проще и прямолинейнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, более того вызывали у учащихся интерес к их выполнению. Приведем примеры таких заданий. 1) Задачи на смекалку.
2) Занимательные задачи в стихах. Шесть орешков мама-свинка Два котенка на диване. Как – то вечером к медведю Решила старушка ватрушки испечь. Три зайчонка, пять ежат Пять пирожков лежало в миске. У нашей кошки пять котят, Яблоки в саду поспели, 3) Задания, на выявление закономерности, сходства и различия. 1. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел: а) …5, 7, 9, …; 2. Даны ряды чисел. Необходимо заметить особенность составления каждого ряда и записать в нём 4 следующих числа: а) 6, 9, 12, 15, 18, 21, …; 3. Чем похожи и чем отличаются числа? а) 5 и 50; 4. Какое число лишнее: 1, 10, 6? 5. Из ряда чисел или математических понятий выделить четыре, обладающих общим свойством. Пятый элемент этим свойством не обладает. а) 4, 6, 8, 7, 35; 6. Назовите пары выражений, произведения которых равны: а) 15 • 3 4) Задания на вычисления. 1. Выполните действия 600: 10 = 2. Решите «круговые» примеры (каждый пример дается после решения предыдущего): 800 ∙ 8= 3. Вычислите: 12,58 • 0,1= 5) Задания на заполнения пробелов. 1. Вычитай, дели и множь, 5 5 5 5 = 7 2. Вместо черного квадрата поставьте число или знак <,>,=: 5>7-∎ 1. Составьте числа в порядке возрастания и вы узнаете фамилию ученого, который является автором прямоугольной системы координат. а)1,198 2. Математическая эстафета. Класс делится на 3 команды (по рядам), по одному ученику от каждой команды выходят к доске, решают пример, потом передают ход следующему участнику своей команды: 48-29+37-19 34-29+37-19 9+38+17+13 Эти разнообразные задания позволяют развивать не только вычислительную культуру, но и математическую речь ученика, гибкость мышления, возможность находить свой способ решения. Они дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить какие-то особенности в решении различных типов заданий. Задания комплекса могут использоваться во фронтальной, групповой работе и работе в парах. Основная цель устных заданий – научить всех учеников производить в уме арифметические действия в пределах сложности примеров на сложение, вычитание, умножение и деление чисел. Задача учителя при этом – наряду с усвоением новых понятий и разделов математики сохранить трепетное отношение к числу, учить рациональным приемам счета, дополняя материал учебника новыми приемами вычислений.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены