РАЗРАБОТКИ
|
Хороший, лучший, совершенный - учитель русского языка как иностранногоЕсли учитель имеет только любовь к делу, он будет “Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своём”, – говорил Гёте. И он был прав: чтобы познать возможности родной языковой стихии, надо сравнить её с другой. Для чего же нам необходимо знать и понимать эти различия? Для того, чтобы найти общее, сближающее нации и народы в мире. Путём сравнений и сопоставлений высвечиваются новые грани в языках, что позволяет глубже понять не только специфику мышления, особенности культуры того этноса, которому ты принадлежишь, но и другого, не менее интересного и яркого в своих проявлениях. Стимулом к изучению русского языка у меня явилось неподдельное изумление перед разнообразием категорий и языковых явлений, богатством лексики. Меня просто восхищает умение русского человека заметить каждую малость, незаметный для других нюанс в описании окружающего мира. И ещё я поняла, что, изучая русский, надо рассуждать постоянно. Это самый настоящий интеллектуальный тренажёр, развивающий память и мышление, формирующий творческое воображение. Занятия русским иногда похожи на решение уравнений – те же самые математические алгоритмы для нахождения нужных букв и правописания морфем. А постановка знаков препинания – просто философский трактат! Влюблённая в этот великий язык, однажды и навсегда я решила посвятить ему свою жизнь. Закончив факультет русской филологии Бухарского государственного университета, я решила, что служение русскому языку станет основным делом моей жизни. Но, наряду с этим, я всегда задумывалась над вопросом: а каким должен быть облик педагога, в частности, учителя русского языка? Решившись рассказывать о другой культуре, знакомить с менталитетом и традициями другой национальности, в том числе и языковыми, я ведь беру на себя большую ответственность. Вот уж поистине, как сказал Монтень, «чтобы научить другого, требуется больше ума, чем научиться самому». Мне кажется, что в большей степени желание ученика изучать тот или иной предмет зависит от того, что и как делает сам педагог. И от любви к языку самого учителя зависит, выполнит ли он главное дело своей жизни – сможет ли воспитать уважение и любовь к русскому языку, понимание красоты русской речи, желание читать произведения великой русской литературы, а не только даст понятие о морфемах, фонемах и синтаксисе. Личность учителя словесника предполагает не только наличие высокой языковой культуры и высокопрофессиональных качеств, но и широкого кругозора. Прошло то время, когда на уроке русского языка мы говорили только о грамматике, теперь приходится быть и историком, и географом, и учителем экономики, и информатики, психологом и искусствоведом, политологом и актёром в лучшем смысле этого слова. Ученик, уходя из школы, может и забыть какую – либо информацию, может и не вспомнить о согласовании и управлении, склонениях и спряжениях, таких дорогих сердцу филолога. Но как важно, если в его сердце сохранится уважение к русскому языку и литературе, интерес к России: ведь кто-то свяжет с ней получение образования, кто-то свой бизнес, кто-то пожелает отправиться в путешествие и увидеть её красоты своими глазами. Как я искренне радуюсь, увидев, что, получив опыт общения на русском языке, ребята с удовольствием проявляют желание участвовать во всевозможных конкурсах по русскому языку, проводимых как в Узбекистане, так в России! И это прекрасно, потому что позволяет молодёжи наших стран выстраивать взаимоотношения на новом качественном уровне – на уровне доверия, взаимопонимания и уважения. Несомненно, что современный русист должен прекрасно владеть и методикой преподавания своей учебной дисциплины, разбираться в новых педагогических технологиях, умело применять различные стратегии в обучении ребят русскому языку, знать специфику всех форм, типов и видов урока, активно внедрять компьютер на занятиях: проводить телеконференции, использовать видеоролики (для написания сочинений, изложений или организации диспутов с целью развития речи), участвовать во всемирных квестах. И здесь целое поле деятельности для учителя и учеников: возможность дистанционно проводить консультации и семинары, заниматься лингвистическими исследованиями прямо на уроке, участвовать в проектной деятельности. И этому надо только радоваться, так как многие виды работ с ИКТ формируют у ребят навыки лингвистической «зоркости». Кроме того, при умелом руководстве мастера «компьютерному поколению» предоставляется новая возможность изучения русского языка – более мобильная, удобная, доступная и разнообразная. Однако педагогу надо быть самому продвинутым в этом отношении профессионалом. Например, компьютер и меня на уроках русского языка и литературы заставил по-другому строить уроки, находить неожиданные решения, расширил методическую копилку. Творческий подход не менее важен: необходимо быть интересным для ребят в любых своих проявлениях – и личностных, и педагогических, быть готовым к любым вопросам, и отвечать предельно честно, искренне, без ханжества. Ведь для филолога Слово - средство познания и самого языка, и мира через него; инструмент воспитательного воздействия и развивающая цель, способ коммуникации и созидание внутреннего мира личности. Поэтому культура речи педагога русиста, который сегодня становится не только источником достоверной информации, а личностью, словом окормляющей дух, является тем образцом, на который ориентируются учащиеся. Только рядом с таким учителем словесности ученик приобретает навыки коммуникативного позитивного опыта, вырабатывая иммунитет к негативу в жизни, в общении с людьми. Современный учитель, наверно, никогда не сможет стать совершенным, как не бывает и совершенных людей. Но каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы достигнуть того уровня мастерства, когда количество знаний и умений переходит в качество, отмеченное высокой духовностью, верой в свои силы и ученическое развитие вверх и вперёд, несмотря на кратковременные остановки и неудачи. Когда определённая цель не всегда оправдывает временем апробированные многими средства. Это всегда твой личный поиск и твои индивидуальные находки, создающие твой учительский и человеческий опыт, формирующий твою судьбу. Успешная она будет или нет, зависит только от тебя. Наверно поэтому я и стала учителем русского языка и никогда об этом не пожалела: хочется жить и работать для того, чтобы радость от познания на самом деле великого и на самом деле могучего русского языка, объединяющего миллионы на планете Земля, испытало как можно больше людей, и я по-настоящему счастлива от того, что являюсь маленькой частичкой этого вечного процесса.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены