РАЗРАБОТКИ
|
Организация самостоятельной поисковой деятельности на уроках начальной школы«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляется со стихийностью и неуправляемостью. Поскольку основой воспитания и развития становится организуемая учителем самостоятельная поисковая творческая деятельность школьников, то новые знания дети получают в качестве результата собственной самостоятельной творческой поисковой деятельности. И здесь особенно важно: Для учителя:
Для ученика:
Создание проблемной ситуации на уроке подводит ученика к осознанию границы между тем, что ученик знает, и тем, чего он ещё не знает. Ученик осознаёт своё незнание и словесно формулирует его в виде учебной задачи, т.е. осознаёт цель. Таким образом, на этом этапе формируется внутренний мотив к выполнению учебной деятельности. Примеры создания проблемных ситуаций Тема урока математики: «Название компонентов действия деления» На доске расположены карточки: слагаемое, произведение, множитель, частное, разность, сумма, значение произведения, вычитаемое. Учитель: По какому признаку можно сгруппировать данные понятия? Учащиеся осознают границы своего знания: они знают, как называются компоненты действий сложения, вычитания, умножения. Осознают своё незнание: как называются компоненты действия деления. В каждый урок пытаюсь внести что- то новое, занимательное. Особенно детям нравятся уроки, на которых они встречаются с заданиями творческого характера: Запишите все двузначные числа до 20. Выпишите только те числа, которые можно представить: а) в виде суммы одинаковых слагаемых (10, 12, 14, 16, 18, 20); отметьте закономерность в записи этих чисел (каждое последующее число на 2 больше предыдущего) б) в виде суммы трёх одинаковых слагаемых (12, 15, 18). Докажите вычислением. Такие задания заставляют размышлять, пробовать, ошибаться и, наконец, находить правильный ответ. Дети постоянно ищут рациональный способ решения, делают для себя открытия. При работе с задачей считаю главным научить детей работать с текстом. Так, я даю задачи с недостающими данными. Например: «Мама принесла домой яблоки, груши и апельсины – всего 10 штук. Яблок – 4. Сколько мама принесла груш? Можно ли этот текст назвать задачей? Можно ли найти ответ? Почему? Измените, текст так, чтобы можно было найти ответ. Главное в том, что дети учатся анализировать условие задачи, рассуждать, привыкают отвечать не учителю, а классу, выражая своё мнение: «Я думаю», «Я хочу добавить», «Я не согласен с ним». Умение ставить вопросы, побуждают детей использовать знания в новой ситуации. Тема урока русского языка: «Род имён существительных» Учащимся предлагаются имена существительные в единственном числе, и множественном. Возникает проблема, как определять род во множественном числе. Новые условия создают противоречие с имеющимися у школьников знаниями, так как дети не могут определить род известным им способом. Вопросы учителя: «Не получается? Как же быть?» - помогают учащимся сформулировать своё незнание. Когда цель поставлена, решаем, как будем действовать. Это может быть учебная дискуссия, в ходе которой дети делятся информацией, идёт взаимообучение. Может быть самостоятельная, парная или групповая работа с источниками информации: учебником, таблицами, схемами, макетами, энциклопедиями. Учебная дискуссия, или коллективный диалог, предполагает равноправие партнёров, участвующих в ней. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Во время учебного диалога ученик, по словам Г.А. Цукерман, «…действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними». Учение идёт «от учеников», а учитель направляет коллективный поиск, подхватывает нужную мысль и ведёт детей к выводам. Учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, т.к. знают, что им всегда придут на помощь. Главное в работе учителя – дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. При организации коллективной дискуссии необходимо быть внимательным ко всем, приглашать к разговору стеснительных детей, направлять комментарии и вопросы одного ученика к другому, не отвлекаться от предмета дискуссии, давать время на обдумывание. На уроках ознакомления с окружающим миром можно предложить такие задания:
Творческие самостоятельные работы на уроке чтения
В поисках способов решения дети могут попросить помощь у учителя или обратиться к учебнику. Задача же учителя состоит в том, чтобы направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Поэтому можно опираться на личностные мотивы детей: «А кто бы мог сам или в паре с соседом по парте поработать с учебником и найти там ответ?» На уроке дети размышляют, рассуждают, обмениваются мнениями и впечатлениями, эмоционально переживают происходящее на уроке, а общее переживание и общий путь к постижению истины служат сплочению коллектива, этическому и нравственному развитию детей. У них воспитывается способность слушать и слышать друг друга, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Большое внимание нужно уделять организации рефлексивной деятельности на уроке. При подведении итогов урока вспоминаем цель, поставленную в начале урока, выясняем, что удалось узнать, а что нет. Фиксируем успехи и трудности, устанавливаем их причины, формулируем проблему и предлагаем способы её решения. Для этого можно использовать «Листы самооценки», «Листы достижений», «Карты успеха». Приём «Волшебный мешочек». Учитель предлагает собрать в мешочек всё самое интересное, что было на сегодняшнем уроке. Лист самооценки ученика Фамилия, имя: ____________ Предмет: русский язык Тема: «Разделительные Ъ и Ь»
Вся полученная информация анализируется и даёт возможность планирования домашней работы или работы на следующем уроке. Домашние задания предлагаются в разных вариантах. Учитываются индивидуальные способности и возможности. Домашние задания могут распределяться по группам (по степени сложности). Для группы сильных учащихся можно давать опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить свой рассказ или привести свой пример, найти в словарях). Результатом самостоятельной поисковой работы в рамках развивающего обучения, считаю следующее:
Литература
Читайте также:
pixabay.com
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены