РАЗРАБОТКИ
|
Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы«Речь — удивительно сильное средство, Развитие устной и письменной речи школьников во все времена рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений в изучении русского языка и литературы. Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе изобразительно-выразительными средствами русского языка на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые решались в практической работе словесника и теоретических исследованиях методистов в аспекте данной проблемы. Сегодня, однако, в понимании актуальности проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся при изучении литературы жизнь вносит определенные коррективы. Становление в России гражданского общества, углубление гуманизации общественной жизни, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют характер'преподавания литературы в средней школе и стиль общения на уроках как между учителем и учащимися, так и между самими школьниками. К сожалению, в современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического обеднения, отстранения от культурных ценностей. Так, резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык газетных и журнальных публикаций, а также ораторских выступлений, звучащих на различных собраниях, форумах, съездах, в радио и телевизионных передачах, отличается крайней бедностью, однообразием лексического состава, обилием штампов, ненужных заимствований, диалектизмов, неудачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Мы постоянно вынуждены слушать выступающих, неверно расставляющих ударения в словах русского языка. Небрежное отношение к собственной речи проявляется также у говорящих и пишущих в построении высказываний, несоблюдении их жанровых особенностей. Это касается не только речей на общественно-политические и морально-этические, но и на литературно-художественные темы. Часто отмеченными недостатками страдает речь многих учителей, иногда далее преподающих русский язык и литературу. Подобная речевая среда оказывает отрицательное влияние на речь школьников, невольно усваивающих при вхождении в активную жизнь равнодушие к родному языку и небрежность в обращении с ним, и на духовный мир в целом. Нормированию речевой культуры подрастающей личности препятствует во многом пассивное потребление произведений через средства массовой информации: телевидение, различного рода видео, что для многих заменяет само чтение художественной литературы и речевое общение интеллектуально-эстетического характера. К сожалению, в большинстве школ потребности в такого рода общении не формируется, не уделяется необходимого внимания, особенно в старших классах, работе по развитию речи школьников, а если она и проводится, то без должного учета современных научно-методических концепций; в первую очередь это касается работы над устной речью. В современной методике русского языка последовательно проводится идея о необходимости целенаправленного формирования видов речевой деятельности учащихся в процессе обучения родному языку и поиска эффективных путей решения этой проблемы. Это нашло отражение во всех нормативных документах последних лет, в ряде школьных программ, учебниках и учебных пособиях. Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Овладев русским языком, ребёнок способен осуществлять четыре вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Психолог – лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Только в таком случае можно получить ощутимый результат. Речевая деятельность представляет собой целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения и начинать работу по развитию речевой деятельности нужно с исправления недостатков речевого развития у детей, пришедших в школу. Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна:
Таким образом, речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства, или на восприятие чужих мыслей, переживаний. Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения. Письменная речь сложнее и полнее устной. Предложения больше по объему, чаще используются конструкции, осложняющие предложение, преобладают слова книжной лексики. В письменной речи невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты: компенсация осуществляется за счет употребления знаков препинания, деления на абзацы и т.д. Письменная речь осложнена орфографией. Слабый навык является серьезной помехой в развитии письменной речи. Письменная речь – речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Процесс развития речи можно представить в виде двух взаимосвя-занных направлений: совершенствование собственно речевой деятельности (обучение созданию высказываний, обучение восприятию высказываний) и формирование отдельных речевых умений (создание высказываний, восприятие высказываний). Для достижения поставленной цели необходима кропотливая и многоплановая работа. Учителю необходимо изучить уровень речевого опыта первоклассника в период изучения грамоты. Совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения. Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание. Однако, надо признать, что не менее важным для уроков не только литературы, но и русского языка должно стать чтение. Если говорить о взаимосвязанном обучении разным видам речевой деятельности, то нельзя не признать, что именно чтение, восприятие текста при чтении предопределяет успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом, слушанием устной речью. Совершенствование видов речевой деятельности учащихся 7-9 классов на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС предполагает продолжение работы по закреплению общеучебных умений и навыков, приобретенных в начальной школе. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие и совершенствование создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Итак, совершенствование речевой деятельности учащихся 7-9 классов на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС предполагает формирование четырех обобщенных умений: ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; планировать содержание сообщения; формулировать собственные мысли и понимать чужие; осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, пониманием основного содержания речи. Старший этап носит ярко выраженную коммуникативную направленность. Задача этого этапа заключается в дальнейшем совершенствовании умений устного общения и в расширении сферы общения учащихся путём включения новых тем. На старшем этапе обучения учащиеся закрепляют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период. На завершающем этапе обучения происходит совершенствование умений учащихся пользоваться различными приемами обогащения их словарного запаса, расширение их потенциального словаря и лингвистических знаний. На первый план выступает самостоятельное использование языка как средства получения учащимися новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность в различных областях знаний, вводила в новые сферы их применения. Развитие речи современных старшеклассников на занятиях по литературе и русскому языку необходимо проводить с повышенной эффективностью при реализации деятельностного подхода к данной проблеме, то есть в процессе речевой деятельности, тесно связанной с другими видами человеческой деятельности. Совершенствование речевой деятельности учащихся должно осуществляться в органическом единстве с обогащением духовного мира личности, ее художественно-эстетическим развитием, углублением восприятия литературного материала. Стимулирование речевой деятельности обеспечивается созданием отражающих специфику предмета речевых ситуаций. Совершенствование речевой деятельности обеспечивается формированием у старшеклассников представлений о жанровых особенностях монологических высказываний на литературную тему, в основу классификации которых положена теория функциональных стилей. Речевая деятельность старшеклассников активизируется их участием в разнообразных диалогах на литературно-художественные темы: учебно-критических, учебно-литературоведческих и театрально-художественных. Одним из условий эффективности формирования и совершенствования речевой деятельности учащихся является реализация межпредметных связей литературы и русского языка, а также литературы и истории. Одним из ведущих стимулов речевой деятельности учащихся старших классов на уроках литературы является правильный и научно обоснованный выбор речевых ситуаций, повышающих одновременно интерес к освоению предмета. Речевая ситуация, рассматриваемая нами как условие речевой деятельности личности и как методический прием ее активизации, способствует эффективности работы по развитию речи только в том случае, когда ее создание сочетается с обучением школьников различным видам монолога, ведению устного диалога и т.д. Большие возможности для речевой деятельности старшеклассников представляют заключительные занятия по литературной теме как крупной обзорной, так и монографической. На таких занятиях в девятом классе целесообразными разновидностями речевой деятельности являются сбор материала для выступления, работа по обогащению содержания статьи учебника повторительно-обобщающего характера, составление вспомогательных материалов для устных ответов и сочинений, развернутые ответы на вопросы. В десятом классе основной упор делается на подготовку исследовательских докладов, обобщающих наблюдения над одним или несколькими произведениями писателя, и оппонирующих выступлений. Уровень речевой и познавательной самостоятельности одиннадцатиклассников определяется умением создавать собственную программу по сбору материала и организации текста высказывания, давать мотивировку своим интеллектуальным и речевым действиям, выбору определенного речевого жанра, объяснять логику построения выступления. Таким образом, совершенствование речевой деятельности старшеклассников в свете современных требований методики преподавания русского языка и литературы предполагает опору на имеющиеся у школьников речеведческие знания и речевые умения, организацию самостоятельного исследования речевых понятий и речевых явлений, проверку результатов собственного исследования теоретическими данными, зафиксированными в учебно-научных и научных источниках, оформление результатов работы с теоретическими сведениями в виде краткого конспекта, схемы, таблицы, которые впоследствии могут использоваться как справочный материал. На этапе тренировки в применении речеведческих знаний создаются условия для приобретения разнообразного опыта коммуникативной деятельности, что обеспечивается постоянным обращением к текстам как основной дидактической единице, моделированием ситуативных заданий, формированием умений оценивания собственной речи и речи других людей на основе критериальной системы. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены