РАЗРАБОТКИ
|
Новая форма экзамена в 9 классе – средство проверки предметных результатов обучения русскому языкуКрылова А. В., Введение Исследование посвящено рассмотрению вопроса о новой форме экзамена в 9 классе как средстве проверки предметных результатов по русскому языку. Актуальность работы определяется необходимостью повышения уровня и качества знаний выпускников 9 класса. Цель исследования состоит в изучении материалов по подготовке и проведению экзамена в 9 классе в новой форме. Объект исследования — процесс подготовки к экзамену по русскому языку . Задачи исследования:
Глава I. Особенности ОГЭ. §1 Проблема оценки качества образования в современных условиях Цивилизационные изменения, происходящие в мире со второй половины XX века, связаны со становлением и развитием новой общественно-экономической формации – постиндустриального информационного общества. Новому обществу требуется личность инициативная, ответственная, эффективная и деятельная. Поэтому образование повсеместно рассматривается как основной инструмент общественной модернизации, а инновационный аспект развития приобретает всё большую актуальность. Одним из ориентиров российской государственной образовательной политики является принятие того, что образование – стратегический ресурс развития страны. Об этом свидетельствует включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворённости граждан России его качеством, а в конечном итоге переход из «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности российского образования с мировыми лидерами в этой сфере. В настоящее время в нашей стране осуществляется модернизация всех образовательных систем, главной задачей которой является обеспечение должного современному состоянию общества качества образования при сохранении его фундаментальности. Реализация целей и задач основополагающих подходов к обновлению основного и общего образования позволяет обеспечить качество лингвистической подготовки выпускников 9 и 11 классов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности: способностью гибко адаптироваться в любой ситуации, умением самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике; самостоятельно критически мыслить, умением видеть проблему и, используя современные технологии, искать пути её решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены; грамотно работать с информацией; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. В связи с этим для всей образовательной системы Российской Федерации становится наиболее актуальной проблема оценки качества образования. Как оценить сформированность этих умений? В настоящее время учитель русского языка ставит перед собой на уроке несколько задач: обучающую, развивающую, воспитательную, а также, по мнению ряда учителей, «прагматическую» задачу подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода. Ведь сегодня на итоговом экзамене по русскому языку проверяется «сформированность у выпускников системы знаний, умений и навыков, составляющих различные виды компетенций». В итоговую работу включены задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковую компетенцию (практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм); коммуникативную компетенцию (владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания). Уже очень много сказано о преимуществах такой формы контроля как тестирование. Но не стоит преувеличивать достоинства тестирования и полностью отказываться от прочих форм контроля учебных достижений. Поэтому составители ОГЭ включают в структуру экзамена письменные работы: изложение и сочинение. Обычные формы проверки основывались на применении простейших способов: проведении бесед и письменных работ, реже - на умении пользоваться книгой, а ещё реже – на выполнении практических работ. К тому же недостатком оценивания являлась большая доля субъективизма и интуиции при проверке и оценке учебных достижений. Другой недостаток существовавшей системы оценивания состоял в ограниченных возможностях проведения анализа школьных достижений. Одним из механизмов решения данных проблем явился переход к системе единых государственных экзаменов. Государственная (итоговая) аттестация , сегодня ОГЭ, выпускников основной школы по русскому языку в новой форме осуществляется по централизованно разработанным экзаменационным материалам. § 2 Структура экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе в новой форме Учащимся предоставляются равные условия в процессе проведения экзамена: идентичные варианты экзаменационной работы, одинаковое время на выполнение всех её частей, единый инструктаж, полная самостоятельность при проверке работы, а также возможность использования орфографического словаря в процессе выполнения экзаменационной работы. При этом сводится к минимуму субъективность оценки учителем не только заданий, предъявленных в тестовой форме, но и комплексных измерителей, каковыми являются письменные высказывания учащихся (в форме изложения и сочинения), поскольку оценивание происходит по разработанным критериям, которые обеспечивают оценку каждого компонента письменного высказывания. Указанные характеристики обеспечивают доступность, а также сопоставимость каждого варианта экзаменационной работы по уровню сложности. Задания второй части, представленные в виде тестов, позволяют определить уровень сформированности элементов лингвистической компетенции учащихся, в то время как задания 1 и 3 частей (изложение и сочинение) – уровень сформированности языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций выпускников основной общеобразовательной школы. При этом изложение и сочинение оцениваются по критериям, которые детализируют уровень сформированности конкретных речевых умений. Соответствие каждому критерию оценивается установленными баллами. Это позволяет проследить динамику развития отдельного ученика, а также увидеть картину результатов обучения поэлементно и в целом; проводить детальный анализ достижений учащихся в освоении родного языка на уровне класса, школы, района и т.д.; по результатам экзамена выявлять те умения и навыки, которые требуют повышенного внимания, и на этой основе предлагать конкретные методические рекомендации. Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется определением целей обучения через понятия языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. При разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции образовательных стандартов 2004 г. (ФК ГОС), связанные с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку. В связи с этим содержание экзаменационной работы ориентировано, прежде всего, на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников основной общеобразовательной школы системы жизненно важных умений и навыков, составляющих различные виды компетенций, необходимых для продолжения образования. Коммуникативные умения, проверяемые при итоговой аттестации в 9 классе:
Часть заданий ориентирована на проверку лингвистических знаний и языковых умений и навыков:
Таким образом, при разработке содержания и структуры экзаменационной работы предпринята попытка реализации компетентностного подхода к оценке достижений выпускников основной общеобразовательной школы по русскому языку. Все перечисленные способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, а овладение умениями, проверяемыми при помощи такого вида итоговой работы, является основой для формирования предметных компетенций. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей. Первая часть – сжатое изложение – направлена на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме. При выполнении задания первой части учащиеся должны продемонстрировать следующие умения: верно понимать и передавать основную мысль исходного текста; логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями; используя приёмы сжатия текста, правильно делить текст на абзацы. Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. В науке известны три способа сжатия текста (содержательные способы компрессии текста):
К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся следующие:
Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или какое предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста. Итак, главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции. Особое место в экзаменационной работе занимает тестовая деятельность (вторая часть). Как способ проверки знаний, умений и навыков тестовая деятельность прочно вошла в практику современной педагогики. Под тестовой деятельностью понимаем деятельность субъекта по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами тестов для внешнего контроля и оценки результатов учебной деятельности, переходящего в самоконтроль и самооценку. В последние годы в педагогической науке появился целый ряд исследований, позволяющих в полной мере применять их результаты в педагогической практике. Это работы В.С. Аванесова, А.Н. Майорова, Г.К. Матушинского, В.А. Хлебникова, М.Б. Челышковой. Их исследования рассматривают теоретические и методологические основы тестологии. Ученые разрабатывают методики конструирования тестовых заданий и тестов, исследуются возможности тестирования в системе образования. Педагогический тест (далее «тест») – это система специально подобранных проверочных заданий специфической (тестовой) формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения в одной или нескольких областях знаний. Преимущества, которые даёт использование тестов, очевидны: это и экономия учебного времени, что очень важно для ограниченного ресурса времени старшеклассников, это и высокая степень объективности проверки учебных результатов, так как благодаря наличию эталона учитель в конечном итоге приходит к одному и тому же результату по проверяемой работе. При этом абсолютно исключаются «разночтения» при осмыслении вопросов или заданий предложенных тестов. Кроме того, использование тестов предоставляет достаточно широкий круг возможностей при планировании, организации и осуществлении как индивидуального, личностного подхода в обучении, так и при организации учебной деятельности значительного числа учащихся. Как указывает В.А. Хлебников, учебные результаты следует рассматривать в широком смысле как уровень предметных знаний, представлений, умений, навыков и интеллектуального развития, достигнутый в процессе систематического обучения в образовательном учреждении или, возможно, при самостоятельном обучении. М.Б. Челышкова считает основными функциями педагогического контроля диагностическую, контролирующую, обучающую, развивающую и прогностическую. При использовании тестовых форм педагогического контроля преобладают диагностическая, контролирующая и прогностическая функции. Если тематический и промежуточный контроль показывает достигнутый в педагогическом процессе уровень и побуждает старшеклассника к адекватным действиям по корректировке своих знаний и умений в процессе учения, то результаты итогового контроля позволяют увидеть, достигли ли выпускники планируемых целей, а также выставить итоговый балл учащимся и оценить эффективность обучения. Вторая часть экзаменационной работы выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом. Целью тестов с выбором ответа является выявление качества и уровня сформированности практических умений извлекать информацию из прочитанного текста и соотносить её с информацией, полученной из прослушанного текста. Кроме того, задания данной части работы направлены на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений: опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения их уместности, целесообразности, выразительности. Тестовые задания проверяют подготовку школьников по русскому языку на базовом уровне. Эта часть работы содержит преимущественно отобранный языковой материал в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений, которые предлагается проанализировать. Вместе с тем эти задания также проверяют владение практическими коммуникативными умениями и важнейшими нормами русского литературного языка. В заданиях просматривается текстоцентрический подход, плодотворный и абсолютно необходимый для любого человека, какой бы род занятий он ни избрал после 9 класса. По-прежнему самым трудным заданием для учащихся 9 классов остаётся создание собственного текста. Выбор такого вида работы с текстом (изложение и сочинение) обусловлен практическими умениями, которые должны быть сформированы у выпускников основной школы, так как в старших классах или в средних специальных учебных заведениях этим учащимся придётся обрабатывать текстовую информацию. Третья часть экзаменационной работы содержит 3 альтернативных творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Особенностью третьей частью экзаменационной работы является направленность на проверку комплекса практических умений, необходимых для повседневной речевой практики, в том числе учебной. При выполнении данной части работы учащиеся должны продемонстрировать умения строить высказывание в соответствии с предложенной коммуникативной задачей, развивая основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты; логично, последовательно и связно выражать собственную позицию, подтверждая версию автора или доказывая свою, приводя как собственные аргументы, так и извлечённые из исходных текстов; умения уместно и целесообразно использовать языковые средства в соответствии с темой, стилем и коммуникативным замыслом высказывания. Эта тема может быть раскрыта школьниками в широком общекультурном плане, где будут выявлены ценностные ориентиры, которые сформированы в результате всего курса русского языка в основной школе. Сочинение - это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Актуальной, как и в предыдущие годы, остаётся работа с текстом на уроках русского языка. Дополнительный анализ результатов экзаменов по другим предметам ещё раз убеждает в том, что чтение, понимание, анализ и интерпретация текста – это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику не только для успешного усвоения курса русского зыка, но и всех других предметов. Вместе с тем становится очевидным, что в процессе преподавания русского языка в основной школе необходимо усилить внимание к формированием коммуникативных умений и навыков, связанных с развитием способности создавать высказывание в рамках заданного стиля и типа речи, а также обратить внимание на отработку навыков анализа языковых единиц и уместного употребления их в речи. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой – предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания. Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты. Краткие выводы по I главе. Образование – стратегический ресурс развития страны. В связи с этим возникла необходимость не только повышать качество образования, но и оценивать его в соответствии с новыми требованиями. При разработке экзаменационных заданий учитывались тенденции образовательных стандартов 2004 г. (ФК ГОС), связанные с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения русскому языку. Работа с текстом на уроках по- прежнему является актуальной, так как чтение, понимание, анализ и интерпретация текста – это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику не только для успешного усвоения курса русского зыка, но и всех других предметов. Глава II. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ 9 КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «В ЛЮДЯХ». Сведения об уроке. Класс – 9-ый (общеобразовательный). Тип урока – закрепление изученного ранее материала. Тема лингвистическая – подготовка к сочинению-рассуждению по отрывку из автобиографического художественного текста. Тема по развитию речи – сочинение-рассуждение, связанное с пониманием смысла ключевого фрагмента исходного текста (15.2) Тема коммуникативная – удивительные преобразования человеческой души под воздействием чтения русской классической литературы. Технология урока – комплексная (расширение и углубление представлений о сочинении-рассуждении, о жанровых особенностях текста и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении изученного ранее). Средства обучения – учебник, дидактический материал – текст из повести М. Горького «В людях» ( Х гл.), портрет писателя, небольшая выставка его книг, словарь. Цели урока. А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ. 1. Познавательные: а) закрепить изученные ранее основные речеведческие понятия (тема, основная мысль, заголовок, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах, стиль, изобразительно-выразительные средства и др.); б) закрепить знания последнего урока по развитию речи, связанного с написанием сочинения. 2. Практические: а) развивать умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сочинению-рассуждению; б) развивать умение писать сочинение-рассуждение, связанное с пониманием смысла ключевого фрагмента исходного текста (15.2); развивать умение формулировать тезис и приводить аргументы. Б. РАЗВИВАЮЩИЕ. Общепредметные:
В. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. Воспитывать:
Планируемые результаты:
Основные этапы подготовки к написанию сочинения-рассуждения (15.2). I. Вступительное слово учителя. Вид творческой работы и особенности её выполнения (сочинение-рассуждение, связанное с пониманием смысла ключевого фрагмента исходного текста на основе текста автобиографического характера). II. Краткие сведения о писателе, времени создания повестей. Первая часть — повесть «Детство» — появилась в 1913—1914 годах. Вторая часть— «В людях» — была напечатана в 1916 году, и третья — «Мои университеты» — уже после революции, в 1923 году. Автобиографическая трилогия Горького — одно из лучших, интереснейших произведений писателя. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века был представлен такими выдающимися произведениями, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» Герцена, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, «Очерки бурсы» Помяловского, «Пошехонская старина» Салтыкова-Щедрина. Творческий опыт классиков русской литературы был унаследован Горьким. Это история детства и взросления Алеши Пешкова, мальчика, прошедшего через много испытаний. Горький талантливо описывает детское видение мира, как будто он запомнил в точности все, что происходило с ним самим в детстве. Большое значение в жизни Алеши имели книги. Они помогли ему познать красоту и огромность мира. Я считаю, что у героя Горького можно учиться, как надо читать книги. Алеша сам научился отличать хорошую книгу от плохой повторным прочтением. Так он самостоятельно, без подсказки почувствовал, что Пушкин — гений: “Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко”. Трудно назвать другое произведение, в котором бы герой вот так, как Алеша, находился под влиянием прочитанных книг и которые бы так влияли на его судьбу и даже на судьбу окружающих Алешу людей. Например, когда Алеше попадался “Демон” Лермонтова, он читал его вслух — и происходило настоящее чудо: в иконописной мастерской люди преображались, ходили потрясенные услышанным и даже тайком плакали. Воодушевленный Алеша устраивал всякие представления. Ему нравилось радовать людей. Он как бы сам преображался в героя книги, с горячим стремлением делать добро людям. Отрывок, с которым мы будем работать, поможет нам понять, как с помощью чтения книг открывается возможность познать красоту и огромность мира, как приходит понимание того, что такое хорошая книга и её необходимость для мыслящего человека. III. Чтение текста учителем ( X глава). (……………………) — Что же тебе подарить? Я сказал, что мне ничего не надо дарить, а не даст ли она мне какую-нибудь книжку? Дама приподняла мой подбородок душистыми пальцами, спрашивая с приятной улыбкой: — Вот как, ты любишь читать, да? Какие же книги ты читал? Улыбаясь, она стала еще красивее; я смущенно назвал ей несколько романов. — Что же в них нравится тебе? — спрашивала она, положив руки на стол и тихонько шевеля пальцами. (……………………) Я объяснил ей, как сумел, что жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом. — Да-а, вот как? — сказала она, вставая. — Это — недурно, это, пожалуй, верно... Ну что ж? Я стану давать тебе книги, но сейчас у меня нет... А впрочем, возьми вот это... Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданно красивое место, — всегда стремишься оболгать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернется пред тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на нее очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует. Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко. Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой. Там, на неведомых дорожках, — мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, еще не стряхнувшая капель росы, тяжелых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чем говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою — легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье — быть грамотным! Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. (…………………) Когда я принес ей книгу и с грустью отдал, она уверенно сказала: — Это тебе понравилось! Ты слыхал о Пушкине? Я что-то уже читал о поэте в одном из журналов, но мне хотелось, чтобы она сама рассказала о нем, и я сказал, что не слыхал. После обеда мои хозяева ложились спать, а я сбегал вниз и, если она была дома, сидел у нее по часу, даже больше. — Читать нужно русские книги, нужно знать свою, русскую жизнь, — поучала она меня, втыкая ловкими розовыми пальцами шпильки в свои душистые волосы. И, перечисляя имена русских писателей, спрашивала: — Ты запомнишь? Она часто говорила задумчиво и с легкой досадой: — Тебе нужно учиться, учиться, а я всё забываю об этом! Ах, боже мой... Посидев у нее, я бежал наверх с новой книгой в руках и словно вымытый изнутри. Я уже прочитал «Семейную хронику» Аксакова, славную русскую поэму «В лесах», удивительные «Записки охотника», несколько томиков Гребенки и Соллогуба, стихи Веневитинова, Одоевского, Тютчева. Эти книги вымыли мне душу, очистив ее от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и — не пропаду! ( М. Горький « В людях», из главы Х) IV. Беседа по тексту. 1. План содержания (тема, материал, основная мысль текста). – Каковы ваши первые впечатления от текста? Что вам особенно понравилось и запомнилось? – В чём основной замысел автора? – Какова тема текста? – В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему после общения с книгами душа героя изменилась до неузнаваемости?» 1) Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой. 2) Я что-то уже читал о поэте в одном из журналов, но мне хотелось, чтобы она сама рассказала о нем, и я сказал, что не слыхал. 3) Эти книги вымыли мне душу, очистив ее от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня. – Поставьте на поле слева две буквы ОМ (основная мысль) напротив этого предложения. 2. План выражения (построение текста, тип речи, языковые средства). – На сколько частей можно разделить текст? Пронумеруйте их. О чём идёт речь в каждой из них? – О ком говорит рассказчик? О себе или о других? (О себе, так как он – главный герой повествования, и всё подаётся через его восприятие ). – Определите тип речи. (Описание действий.) Подтвердите примерами. – В отдельных частях найдите опорные слова (это глаголы), подчеркните их двумя линиями как сказуемое. Почему глаголов много (объяснил, прочитал, удивил, изумляли, повторял, видел, запоминались, почувствовал, понял и др.)? (Текст представляет собой описание действий, с которыми связана непрерывная внутренняя духовная работа, которая происходила с героем). – На основе содержания и плана скажите, что составляло прелесть приобщения героя к чтению хороших книг? (Способность ощущать внутреннюю связь с другими людьми, очищаться от шелухи горькой действительности, открывать для себя невероятные горизонты, красоту и богатство мира поэзии и прозы ). Примерные выводы учащихся по планируемым результатам (после рассмотрения содержания)
2. Языковые особенности текста. Здесь стилевые признаки текста рассмотрены по уровням языка в качестве обобщающей системы. - Докажите, что текст написан в художественном стиле. 1) звон на Пасху; - Как вы понимаете словосочетание «чеканной правдой»? На уровне лексики На уровне морфологии На уровне синтаксиса Примерные выводы учащихся по планируемым результатам (после анализа изобразительно-выразительных средств)
V. Пояснение трудных слов, записанных на доске. Очарованный, впечатлений, неожиданно, неестественной, чеканной, великолепные. VI. Работа над сочинением. Формулировка задания: Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «Эти книги вымыли мне душу...» Алгоритм действий / Результат работы с текстом Шаг 1: Вступительная часть сочинения-рассуждения. Вдумайтесь в смысл фразы. Найдите ключевые слова. Сформулируйте тезис ( то утверждение, которое следует доказать) Ключевые слова: книги, вымыли, душа. Примерный тезис: Книга заставляет нас переосмыслить отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в своём характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт, становимся лучше. Шаг 2: Работа над основной частью. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли. Примеров должно быть не менее двух из взятого нами текста. Они должны подтверждать разные аргументы.Ответить мысленно на вопросы о чём? зачем? как? написан текст для понимания основного в содержании, смысла текста, типа речи и стилистических особенностей с особым функционированием языковых единиц для осознания трёх единств текста (тематического, смыслового, стилистического). Варианты вступлений:
1) Какой смысл М. Горький вкладывает в фразу «книги вымыли мне душу»? Давайте поразмышляем и ответим на этот вопрос. 2) Книга… Что дает она для развития души человека? Давайте найдём ответ на данный вопрос. 3) Передо мной отрывок из повести М. Горького «В людях». Автор рассуждает о значении книги в становлении его личности, утверждая, что они ему «вымыли душу». 4) Прочитав отрывок из повести М. Горького «В людях», я вспомнил слова П.А. Павленко : «Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник».Удивительно точные слова перекликаются с мыслями автора предложенного нам фрагмента. 5). Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами или процитируйте их. Внимание! Цитирование является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста. В тексте мы слышим авторское отношение к книге и чтению. Он считает, что чтение «делало меня счастливым, жизнь мою — легкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни». Шаг 3: Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором. Варианты заключений: 1) В заключение можно сделать вывод: (пишем какой) 1) Думаю, я объяснил смысл фразы М. Горького. Книга важна для человека, потому что она учит его, делает добрее, помогает ему перенять жизненный опыт. Шаг 4: Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД. Следует обратить внимание на «мостики» между всеми частями сочинения. Шаг 5: Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки. VII. Рефлексия, связанная с проблемами саморазвития Вопросы.
Вопросы данного плана ученики могут сформулировать и сами. Это будет подтверждать определённую личностную и филологическую зрелость подростков. VIII. Итоги урока На сегодняшнем уроке мы вместе создавали текст сочинения-рассуждения, связанного с пониманием смысла ключевого фрагмента исходного текста (15.2). Я надеюсь, что полученные вами знания помогут вам при сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА. Кроме того, увидели серьёзный смысл в приобщении к великой русской литературе. Задумались над тем, как формируется собственный внутренний мир, под воздействием каких книг и каких примеров. Краткие выводы по 2 главе: Автобиографические тексты, к которым относится повесть М. Горького «В людях», имеют особые жанровые признаки, поэтому в работе с ними необходимо делать специальные акценты при выполнении общих требований. Прежде всего нужно иметь в виду основное намерение автора вспомнить что-либо. Затем следует остановиться на замысле (теме, основной мысли, стиле и жанре). Наконец, поскольку производится лингвистический анализ текста, необходимо уделить внимание функционированию языковых единиц разных уровней (лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики) в их жанровых проявлениях, подчеркивая их специальную роль в автобиографической прозе. Важно также обращать внимание школьников на то, что такое повествование, как правило, строится от первого лица, что создает субъектность и подчеркивает эмоциональность переживаний рассказчика. Отличительной особенностью таких произведений является специальное употребление глаголов разного времени, чаще всего прошедшего или настоящего для живописной передачи событий прошлого. Синтаксические качества текста зависят от намерений автора: или сделать акцент на себе как на субъекте воспоминаний с употреблением первого лица (я помню) или на своей способности помнить, когда употребляются односоставные конструкции (помню, как это было). Сложные предложения с разными придаточными используются автором при извлечении из долговременной памяти тех подробностей, которыми он намерен поделиться с читателем. Таким образом, индивидуальная стилевая манера автора складывается из совокупности таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают намерение автора поделиться своими воспоминаниями. Использование автобиографических текстов для уроков развития речи создаёт дополнительные возможности для развития филологической, речевой и культуроведческой компетентности школьников. Учеников 9 класса необходимо в большей степени приобщать к выполнению сочинения-рассуждения, чтобы они были готовы писать его на экзаменах. Подготовка даёт возможность подумать над реализацией замысла своей самостоятельной творческой части в виде небольшого сочинения, то есть придумать его заголовок, определить тему, основную мысль, тип речи, стиль, особенности языковых средств. В сочинении ученики проявляют умение пользоваться разными синтаксическими конструкциями для выражения своих мыслей Список используемой литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе: Советы для родителей Сочинение ученицы 7 класса «Традиции моей семьи» «Преподавание истории – это наука или искусство» Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как основа развития личности Опыт применения технологии проблемного обучения в процессе обучения математике Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены