РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Тестовая часть.

Материал подготовлен
Е.А Захарченко,
учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ №37 г.Белово

Введение

Интенсивная подготовка к ОГЭ по русскому языку, как правило, начинается в 9 классе. Опыт работы показывает, что более высокие результаты демонстрируют ученики, у которых подготовка началась в 5 классе и непрерывно продолжалась до 9-го. Отмечено, что выполнение экзаменационных заданий не вызывает у этой группы учащихся особых трудностей, нет психологической напряженности.

За последние годы для учителей издано много учебно-методической литературы, в сети Интернет каждый сможет найти необходимые ЭОР. Таким образом, у педагога имеется все необходимое для создания своей универсальной методики непрерывной подготовки к ОГЭ.

Цель данных методических рекомендаций – поделиться накопленным опытом, разработанной системой работы по подготовке к выполнению заданий тестовой части ОГЭ по русскому языку.

Выполнение тестовых заданий на основе печатного текста

Методика подготовки к выполнению тестовых заданий ОГЭ хорошо известна и изучена. Нет смысла пересказывать её содержание, остановимся только на ключевых моментах.

Тестовая часть состоит из 13 заданий: со 2 по 14. Проверяются полученные знания в области русского языка за весь курс обучения:

  • 2-3 задание – речеведение, лексика (метафора, фразеологизм, олицетворение, эпитет);
  • 4-5 задание – орфография (правописание приставок, суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов);
  • 6 задание – лексика (стилистически нейтральный синоним);
  • 7-14 задания – синтаксис (словосочетание, простое предложение, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова и конструкции, сложное предложение).

Максимальное количество баллов за выполнение – 13. Если по каким-то причинам не получилось написать сочинение или изложение, то тестовая часть может стать спасательным кругом.

В 5 - 7 классах необходимо отработать темы, которые проверяются в заданиях 2-6. Это позволит сэкономить время на повторении данного материала в 8-9-х классах и сосредоточиться на изучении синтаксиса (задания 7-14).

Начиная с 5-го класса на этапе изучения новой темы очень эффективны приемы «инсерт» и «кластер». Ученики учатся находить известное, отмечать новое, оформлять графически полученные знания. Составленные ими структурно-логические схемы записываются в отдельную тетрадь, которая ведется вплоть до 9 класса. Такой подход позволяет систематизировать учебный материал, способствует развитию критического мышления, творческих способностей.

На этапе закрепления желательно формулировать задания по типу экзаменационных: можно составлять самостоятельно или использовать Открытый банк заданий ОГЭ

Самостоятельные, проверочные, контрольные работы по возможности проводить в формате заданий на ОГЭ:

Задания на основе прочитанного текста!

Пример контрольной работы в 5 классе

Диктант

1) Живет в лесу дятел. 2) Спинка у него черная, крылья пестрые, а на головке шапочка с красным кантиком. 3) Лапки у дятла большие, коготки такие цепкие, что он может бегать по стволу. 4) Бежит вверх, а сам клювом по коре стучит. 5) Это он жучков всяких под корой дерева ищет.
6) Наступила зима. 7) Нашел дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал туда сосновые и еловые шишки таскать. 8) Засунет шишку в трещинку и семена из неё выбирает. 9) Выберет, потом за другой шишкой полетит.
10) Не каждое семя дятел съест, иное уронит. 11 )А пройдут годы, и около зимней столовой дятла из упавших семян вырастут молодые деревья.
12) Берегите, ребята, лесных птиц! (По Д. Горлову)

Задания к тексту.

1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор призывает беречь лесных птиц?»

  1. Лапки у дятла большие, коготки такие цепкие, что он может бегать по стволу.
  2. Нашел дятел в лесу корявое дерево с трещинкой на стволе и начал туда сосновые и еловые шишки таскать.
  3. Засунет шишку в трещинку и семена из неё выбирает.
  4. А пройдут годы, и около зимней столовой дятла из упавших семян вырастут молодые деревья

Ответ 

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.

  1. Живет в лесу дятел.
  2. Берегите, ребята, лесных птиц!
  3. Наступила зима.
  4. А пройдут годы, и около зимней столовой дятла из упавших семян вырастут молодые деревья.

Ответ 

3. Из предложений 9-12 выпишите слова, в корне которых происходит чередование е/и и о/а.

Ответ 

4. Выпишите грамматическую основу из предложения 12.

Ответ 

5. Укажите количество основ в предложении 11.

Ответ 

Задания варьируются, усложняются в зависимости от объема изученного материала. При таком подходе в 9-м классе выполнение тренировочного варианта ОГЭ – не новый, а хорошо знакомый вид работы.

Необходимо отметить, что у слабых учащихся возникают сложности при выполнении 6-го задания – подобрать (или заменить) книжное (или разговорное, или устаревшее) слово стилистически нейтральным синонимом. Можно составить словарь слов, которые чаще всего встречаются, но самое эффективное – чтение текстов из Открытого банка заданий ОГЭ и совместный с учителем разбор этого задания.

Проблемы бывают и при выполнении задания 3. Средства художественной выразительности можно отрабатывать не только на уроках русского языка, но и литературы при анализе художественных произведений, особенно подойдут небольшие поэтические тексты.

Чтобы учащиеся знали фразеологизмы и умели находить их в тексте, на этапе актуализации знаний можно включать подобного типа задания:

1) Найти в данных предложениях фразеологизмы и заменить их синонимами.

  1. Маша Троекурова сидела на иголках.
  2. Вранье … сейчас я выведу на чистую воду.

Для справок: 1) Как на иголках – в сильном волнении. 2) Вывести на чистую воду – обнаружить, раскрыть.

2) Заменить выделенные слова фразеологизмами.

  1. Крепостные должны были работать без отдыха на помещика.
  2. Увидев товарища, Петя стремглав помчался к нему.

Для справок: 1) Не покладая рук. 2) Сломя голову

3) Найти к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой.

  1. Лясы точить 1) Не покладая рук
  2. Сидеть сложа руки 2) Воды в рот набрать

В качестве домашнего задания из предложенных фразеологизмов:

  • ахиллесова пята
  • держи карман шире
  • как с гуся вода
  • позолотить пилюлю
  • проходить красной нитью
  • подлинная правда

выбрать те, значение которых хотели бы узнать и написать, откуда он произошёл, его значение в современном языке.

Тестирование по темам орфографии – обязательный этап. Можно создавать тесты самому или пользоваться богатым материалом сети Интернет. Тематические тесты являются хорошим тренажером.

Интернет-ресурсы повышают интерес к предмету, мотивацию к обучению и качество подготовки к урокам. Теоретический материал по орфографии и синтаксису можно предложить учащимся зафиксировать на виртуальной интерактивной доске Padlet (https://ru.padlet.com/). Презентации умеют создавать не все, работать с этим ресурсом – одно удовольствие.

Создание блогов, групп в социальных сетях позволит обмениваться дополнительной информацией, облегчит проверку домашнего задания, позволит проводить консультации, обеспечит процесс непрерывного обучения.

В чем преимущество системного подхода и непрерывной подготовки? «Натаскивание» на задания экзамена не потребуется. А это самое важное!

Заключение

На сегодняшний день ОГЭ является обязательной формой государственной аттестации учащихся средней школы по русскому языку.

Практика показала, что успех во многом зависит от системной работы, которую целесообразно начинать с 5 класса. Объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию:

  • лингвистическую;
  • языковую;
  • коммуникативную.

Оригинальные упражнения, составление схем-таблиц, использование ЭОР способствует успешному усвоению теоретического материала и практическому его применению.

Литература

  1. Жирмунский, В.М. К вопросу об эпитете // В.М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр. тр. – Л., 1977
  2. Костяева, Т. А, Рыбченкова Л.М., Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы [Текст]: пособие для учителя / Т. А. Костяева, Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2011. - 222 с.
  3. Молотков, А.И. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. –М.: Просвещение, 1986 – 150 с.
  4. Пахнова, Т.М., Интенсивная подготовка к ОГЭ в процессе работы с текстом.[Текст]: учебное издание / Т.М. Пахнова.-М.:
  5. Преображенская, Е.П, Кружок русского языка в школе [Текст]: пособие для учителя / Е. П. Преображенская. – М.: Просвещение, 1966. - 207 с.
  6. Постникова, И.И., Зинченко Т.Н., Моранькова М.П., Подгаецкая И.М., Это непростое простое предложение [Текст]: пособие для учителя / И.И. Постникова, Т.Н. Зинченко, М.П. Моранькова, И.М. Подгаецкого. – М., 1985. – 140 с.
  7. Разумовская, М.М., Львова ,С.И., Капинос, В.И., Львов, В.В., Русский язык. 5 – 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 16-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015. – 285 с.
  8. Шипицына, Г.М., Петровская, С.С., Черников, И.Н., Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. [Текст]: книга для учителя / Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н.Черников. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. – 288 с.
  9. Щерба, Л.В. , Языковая система и речевая деятельность [Текст]: пособие для учителя / Л.В. Щерба.- М.: Просвещение, 1985. – 90 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены