РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учиться писать – значит учиться думать

О наболевшем. Школьные сочинения.

О наболевшем… Школьные сочинения…

Они давно являются объектом обсуждения учителей русского языка и литературы. Пока мы боролись с тем, что вместо анализа учащиеся в своих сочинениях переходят на пересказ, или отходят от выбранной темы, или же допускают в своих работах много ошибок, наши ученики быстро нашли выход из сложившейся ситуации и стали сдавать нам «тупо» (любимое слово наших детей) списанные из Интернета работы. Быстро, удобно, легко! А самое главное, не нужно переживать по поводу ошибок, ведь в «интернетовских» сочинениях их практически нет, а значит, есть шанс получить хорошую оценку без особых усилий.

Теперь у перегруженного ежедневной проверкой тетрадей учителя-словесника появляется еще одна проблема: проверять сомнительные работы на плагиат и, естественно, наказывать, требуя повторного (уже самостоятельного) написания сочинения. Все это делается учителем не потому, что ему нравится мучить ученика (да и себя тоже лишней проверкой), а чтобы заставить его мыслить, анализировать, внятно излагать свои мысли о чём бы то ни было.

Известный публицист А.Привалов сетовал о том, что люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать.

Конечно, чтобы написать сочинение самостоятельно, нужен систематический, кропотливый труд. Здесь нужен творческий подход, тщательный отбор языкового материала с опорой на текст художественного произведения, что способствует улучшению качества письменной речи. Одновременно с этим развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение - все это важно не только для сочинения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Списывание готовых работ из Интернета лишает учеников этих умений, а отсутствие желания приобщаться к чтению художественной литературы усугубляет ситуацию, ведь если в младших классах дети еще увлечены чтением сказок, рассказов, то у большинства старшеклассников, когда речь идет уже о больших по объему программных произведениях, процесс чтения вызывает раздражение и протест.

Автор: Мамедова Наиле Керимовна

В результате мы имеем то, что имеем: скудный словарный запас учащихся, насыщенность его просторечиями, жаргонизмами, искажениями исконно русских слов (порой боишься произнести какое-то отдельное слово: а вдруг на языке наших учеников оно обозначает что-то плохое?), отсутствие способности выражать свои мысли, списывание чужих работ.

В заключение хочется обратиться к учащимся словами известной поэтессы Маргариты Алигер: Пиши скорей, не медли, слышишь, Весь мир, весь путь, весь опыт свой. Пойми, ведь то, что ты напишешь, Не может написать другой. Помните: пользуясь чужими мыслями, можно потерять себя.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены