РАЗРАБОТКИ
|
Обобщение опыта работы по теме: "Коррекция тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста"Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию работу на тему: «Коррекция повышенного уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста» И начать я хотела бы словами 32 президента США Франклина Рузвельта. Нам нечего бояться, кроме страха. Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, 2 последних года в МБДОУ «Детский сад № 1 «Солнышко» г. Макарова». Актуальность выбранной тематики связана с тем, что старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Этот возраст психологи называют «нежным». Старшие дошкольники открыты, доверчивы и чувствительны. И поэтому максимально уязвимы. Их легко обидеть, травмировать, причинить сильную душевную боль. Практически все детские неврозы стартуют именно в этом возрасте: заикания, фобии, тики. Теоретической основой моей работы стали труды таких учёных как Безруких М.М., Ефимова С.П., И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие. Целью работы стало определение влияния организации психокоррекционной работы на уровень тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мною использованы следующие методы и методики исследования:
В работе использую следующие принципы психокоррекционной работы
Также использую следующие способы коррекции страха:
На основе этих данных мною был составлен комплекс коррекционных методик, который включает в себя:
Игры и их роль в психокоррекции дошкольников Большие возможности по коррекции эмоционального состояния, личностных качеств представляют игры дошкольников. Разные виды игр с успехом используются в коррекционных целях в работе с детьми. Мною используются игры на снижение напряженности, мышечных зажимов, страхов и тревожности, повышения уверенности в себе: «Насос и мяч», «Тень», «Настроение и походка», «Иван Царевич и Серый волк», «Паутинка». Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик». Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик». Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев». Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы». Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга». Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну». Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…» Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился» Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)» Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его» Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку» Мною были подобраны следующие игровые методики: «Игра с темнотой», «Чехарда», «Отгадай, чего я боюсь», «Прогулка вслепую». Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам. Арттерапия при коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по именно поэтому этот метод использую при психокоррекционной работе с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тревожных детей. Во время рисования происходит актуализация страхов , повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности. Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку предлагается либо уничтожить страх (разорвать, измять, выбросить) - т.е. победить его, либо подружиться с ним: нарисовать его нестрашным. Чаще всего дети выбирали позитивные пути решения проблемы, то есть хотели подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал. Прорисовывание своих страхов выводит ребенка из бездействия, закрытости, к осмысленному действию - это больше чем просто успокоение. Также использую методики, основанные на использовании изотерапии с целью снятия у детей старшего дошкольного возраста ощущений постоянной угрозы, исходящей от окружающего мира; преодоления тревоги, страха, посредством графического изображения своего страха. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снимает тревожное ожидание их реализации. В процессе рисования происходит «оживление» страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Методика «Расправься со страхом» - дети должны нарисовать то, что они бояться больше всего. А после этого предлагается «расправиться» со страхом: смять, порезать рисунок или закрасить другой краской. Приём сказкотерапии. Использовались приемы сочинения, пересказывания и анализа сказок. Вместе с детьми придумываем благополучный конец страшной истории или наделяем отрицательного героя чертами, которые бы вызывали сочувствие к нему или же улыбку. (Бабу Ягу одели в туфли на каблуках, а она на них ходить не умеет и все время падает). Психогимнастика – метод практической психокоррекции в основе которого лежит игра. Поэтому психогимнастика доступна и интересна дошкольникам. Включает в себя мимические и пантомимические этюды (например этюд «Котята», «Ночные звуки»), игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций: смелость, доброта и др. (этюд «Страх», «Злой язычок», игра «Зайки и слоники»), тренинг моделирования стандартных ситуаций («Один дома», «Ой, ой, живот болит»). Применяемые упражнения направлены на обучение элементам техники выразительных движений при изучении эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении. В структуру занятий включаю упражнения на релаксацию, которые способствовали подготовке тела и психики к деятельности, сосредоточению на своём внутреннем мире, освобождению от излишнего и нервного напряжения. Функциональная музыка - успокаивающая и восстанавливающая – применялась с целью уменьшения эмоциональной напряженности, переключения внимание. Для успешной реализации работы по данному направлению мной была проведена работа по усовершенствованию предметно – развивающей среды кабинета педагога – психолога, а также сделано большое количество наглядных пособий. На заключительном этапе проекта была проведена итоговая диагностика. Для получения объективных данных использовались те же методики, что и на подготовительном этапе. Таким образом, результатом работы по проекту стало:
И в заключении хотелось бы рассказать о дальнейших перспективах работы по данному направлению.
Читайте также:
pixabay.com
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены