РАЗРАБОТКИ
|
Технология, способствующая развитию мышления и творчества учащихсяМладший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко 2, 3 классу отношение меняется. Начинают тяготить школьные обязанности, уменьшается старательность учеников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности. Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным. Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо дает детям четкий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Воспитывает уважение к окружающим. Подчеркивает ценность опыта каждого. По-новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся. Кроме того, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Поэтому, работая в русле развития критического мышления, всегда стараюсь использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, а также различные виды письменных работ учащихся, уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребенку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить. Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия «рефлексии» есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Их достаточно много. Например, кластер. При изучении темы в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, затем ребята в течение 1-2 минут фиксируют все, что им известно о данном предмете. После, в форме игры «Аукцион знаний» нужно назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Все фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает все, что знают дети, а то, что узнают в течение урока, записывается цветным мелом. Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера (пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время. Прием «тур по галерее» проводится при помощи сюжетно-ролевой игры, что еще больше повышает интерес учащихся к заданию. На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность. На фазе вызова это - рассказ-предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. На стадии осмысления использую методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний». На стрелочках - линиях соединения - школьники записывают объяснения своим версиям. Таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний». При использовании этого приема необходимо помнить следующее: не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываться на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят, какие из них сбылись, а какие - нет и почему. На этапе проверки первичного восприятия важно проверить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа. Важно помнить, что число вопросов обращенных к детям должно быть не велико - три-четыре, не более. При этом не включаю в беседу вопросы, выясняющие подтекст произведения. Например, обращаюсь к детям с такими вопросами:
Ответы детей показывают качество восприятия произведения и служат ориентиром для анализа произведения. Часто беседу завершаю проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание текста. Большое значение стала придавать этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Например:
Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей. Развивая способность к критическому мышлению, можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления через групповую работу. Работа в группе проходит под девизом: "Учиться и убеждать других членов группы учиться". При работе в группах у детей появляется внутренняя мотивация учения, высокая способность видения ситуаций с других перспектив. Принципиально важно в этой технологии выделение трех обязательных стадий работы. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Методы и приемы этой технологии я использую в своей работе третий год. Я пришла к выводу, что приемы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение. Методы и приемы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления, развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы, формируют умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Методы и приемы технологии способствуют лучшему запоминанию изученного материала; активизируют деятельность учащихся на уроке; формулирование вопросов развивает познавательную деятельность. Различные формы рефлексии развивают способность формулировать мысли; помогают лучше понять причины явлений. В проводимых мною уроках решаются многие проблемы: мотивация учения; выделение и усвоение главного, существенного в материале; максимальная реализация развивающего потенциала предмета; сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками; поддерживается активность на уроке; создается атмосфера уважения любого мнения; возможность выслушать других и быть услышанным. Автор:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены