РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие творческих способностей учащихся

«Раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека,
личности, готовой к жизни
в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа».

ВВЕДЕНИЕ

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; творчество – это проявление себя здесь и сейчас, каждую секунду жизни. Это активное действие, направленное из глубины человека, чтобы полнее и четче выразить себя вовне.

ПЕДАГОГИ, ПСИХОЛОГИ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  • Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  • Инкубация — временное отвлечение от задачи
  • озарение - появление интуитивного решения.
  • Проверка — испытание и/или реализация решения.

Пётр. Климентьевич. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.

Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

ВАЖНА РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ, СРЕДЫ И ВОСПИТАНИЯ

Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена. Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т. к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка. И задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью.

Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения, труд необходим для пополнения сферы сознания содержанием, которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору.
Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самоваражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало : не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов .
Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, т. е. Создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

В 30-е годы крупнейший психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта
Актуальность и перспективность опыта.

Труд играет немаловажную роль в развитие способностей. Способности развивают главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.

Что касается формирования способностей, то оно, по мнению Б. М. Теплова, осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической деятельности. «Способность, - писал он, - не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

Уже первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются как элементарные способности ( способность ощущать, воспринимать, мыслить и т. д. ) При чем развиваются как раз способности, необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых.

Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них следует воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

Но только создание этих условиях не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний : умение комбинировать и конструировать, анализировать . находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.

Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Показателями этих способностей могут служить: оригинальность, беглость, смысловая завершенность, эмоциональность.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно- выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

РОЛЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. При чем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.

Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технологии.

На этих уроках есть большие возможности проявить творчество. Кроме того учащиеся проявят творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

Существуют различные пути для развития творчества : это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это творчество учителя, т. е. Учитель учит что и как делать по принципу « делай как я « ; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, учащиеся проявляют свою самодеятельность.

На уроках технологии дети познают радость и нужность выполняемой работы. Какой восторг вызывает у детей поделка, изготовленная на уроке, если ее можно использовать дома или преподнести в подарок. Каждый урок трудового обучения кружковое занятие по декоративно-прикладному искусству развивает творчество детей, их воображение, формирует организованность, умение длительное время трудиться, трудиться, увлеченно, вдохновенно, ответственно.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Определим психолого-педагогические условия развития способностей учащихся:

1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.

2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. Я стараюсь выбрать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.

3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку я должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей.

4.Основные компоненты опыта.

На основании психолого-педагогической методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью учащихся мной были разработаны конспекты уроков по технологии. В основу уроков были положены следующие средства и принципы:

  • речь учителя,
  • наглядность,
  • игровые моменты,
  • анализ готовых изделий,
  • элементы конструирования, моделирования.

В то же время, существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей:

  • стремление к успеху во что бы то ни стало, недопущение риска;
  • конформность, неспособность противостоять давлению других;
  • неодобрение исследования, воображения, фантазии;
  • жесткие половые стереотипы;
  • дифференциация игры и учения: "Учение - это тяжкий труд";
  • готовность к изменению точки зрения, собственного мнения;
  • преклонение перед авторитетами.

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В своей практике я использую и творческие методы. Метод – способ достижения определенных результатов в познании и практике. Метод своими истоками выходит к деятельности.

МЕТОДЫ УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ (когнитивные).

Метод сравнения.

Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде.

Метод эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?
Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

Метод образного видения.

Результат работы выражается в словесной или графической форме ( эскиз проекта или его словесное описание).

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ.

Метод придумывания.

Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.

Метод вживания.

Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ МЕТОДЫ.

Метод ученического планирования.

Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

Метод самоорганизации обучения.

Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов ( практическая работа).

Метод взаимообучения.

Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.

МЕТОДЫ ПРОЕКТОВ.

Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно –трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта ( продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки.

Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

  • самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
  • планирует варианты решения проблемы;
  • делает выводы;
  • анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

В своей работе я использую метод проектов и как кл. руководитель.

Учащиеся выполняют проекты на темы рукоделия, по изготовлению швейного изделия. Изделия часто выставляются на выставке в школе, а лучшие – на районной выставке декоративно – прикладного творчества.

Результатом моей работы является:

Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

  1. Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.
  2. При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
  3. Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.

Творчество детей проявляется в работах, которые ежегодно выставляются сначала в школе, а затем лучшие работы участвуют в районной выставке декоративно- прикладного творчества, где занимают призовые места.

К праздникам учащиеся с удовольствием изготавливают подарки родным и близким людям. Я сама владею многими видами рукоделия и стараюсь научить детей всему. Предмет «Технология» для большинства учащихся является самым любимым предметом школьной программы.

Моя работа направлена на творческий поиск новых методов и приемов «Технологии», активизацию учебной и внеучебной деятельности. Стремление расширить кругозор, развить практические навыки.

Список литературы:

  1. Абдульханова- Славянская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология личности в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.
  2. Алдошкин И. С. Трудовое обучение и воспитание учащихся. М., Педагогика, 1975г.
  3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
  4. Анциферова Л. И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран: Теоретические проблемы.
  5. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.
  6. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
  7. Афасижев И. Н. Западные концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Переработанное. М. Высшая школа, 1990.
  8. Бабанский Ю. К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.
  9. Бадаева Г. В. Труд и творчество. М., 1966.
  10. Бака И. И. теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие., М., 1985.
  11. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.
  12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя, - 3-е изд. –М. Просвещение, 1991.
  13. Выготский Л. С. Психология искусства., М.Искусство, 1986.
  14. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства к действительности. М., 1966.
  15. Громов Е. С. Художественное творчество ( опыт исторических характеристик некоторых проблем). М., 1970.
  16. Громов Е. С. Природа художественного творчества.М., 1986.
  17. Лилов А. Природа художественного творчества.,М., 1981
  18. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., Педагогика, 1976.
  19. Психологический словарь под ред. Давыдова В. В. И др., М., Педагогика,1988.
  20. Чекмарёв. Уроки творчества., М., 1982.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены