РАЗРАБОТКИ
|
Развитие творческих способностей на уроках русского языкаГлавной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Тема моего опыта работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".
Выбранная мною тема является сегодня актуальной, так как проявляется ряд проблем:
Цель моей работы – развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка. Задачи:
В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты. Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый делает вывод о ходе выполнения своей работы, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
Во время обобщающих уроков по теме «Особые формы глагола» прошу детей составить сопоставительную карту «Сходство и различие деепричастий и причастий». Формой работы выбираю групповую, когда дети могут ясно и точно определять данный материал, углубляясь в процесс изучения. Причем, во время обобщающего анализа дети приносят не только алгоритмы различия частей речи, но и лингвистические сказки, которые являли собой один из выборов домашнего задания. Творческие способности развиваются не только во время выступления в группах и делегирования на презентацию перед классом, а и в процессе обобщающей деятельности. В данном случае групповая и парная работа развивает пунктуационную зоркость учащихся, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.
На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах «О чем мы уже знали?», «Что нового мы узнали?». Именно данные проблемные и аналитические вопросы помогают учащимся не только быть внимательными в разборе нового материала, но и развивают творческие способности путем анализа, объяснения, придумывания и рассказывания. Считаю самостоятельную работу значительным событием в развитии творческого потенциала учащихся. Основной задачей на уроках русского языка я считаю обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать лексическое значение слова, рассматривание его в контексте этимологии и произношения. Учащиеся должны учиться высказывать свою собственную точку зрения, следовать «вслед за автором», выявляя отношение к происходящему, выставляя напоказ свои чувства, эмоции. Основная задача – научить выражать свои мысли в различных формах (письменной и устной), уметь анализировать и давать оценку собственным суждениям и авторским. Естественно, что развитие творческих способностей учащихся с разными интеллектуальными способностями и социальными факторами. Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты. Выполнение заданий типа "Объясни", "Докажи свою точку зрения". Отсюда, выделю приемы развития творческих способностей:
Уроки развития речи: сочинения-описания картины, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, на лингвистические темы, по наблюдениям учащихся, эссе, сочинение с обрамлениями. В 5 классе роль учителя при выполнении творческих работ высока, но постепенно учащиеся начинают проявлять больше самостоятельности. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью разных языковых средств. Это поможет впоследствии ребенку ориентироваться при выборе правильного ответа во время выполнения заданий на ЕГЭ и ГИА. Особенностью ребенка среднего возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Дети, перешедшие в 5 класс после начальной школы, любят уже не только читать сказки, но становиться их авторами. Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ. Пришла к выводу, что учащимся среднего звена нравятся не только экскурсии с посещением парков в разное время года, но и словесное и письменное рисование картин. Природа на их страницах оживает, принимает черты олицетворения. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка. Опыт работы убедил меня в том, что детей необходимо научить рассказывать, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним. Следующий вид творческой работы – это изложение. Казалось бы, что может быть проще – излагать авторские мысли, возможно, грамматически изменяя какие-либо формы. Но это не совсем так, потому что изложение - свободное воспроизведение. Задача детей - составить связный рассказ. Ведь в качестве изложений предлагаю тексты не только разных жанров, типов, стилей. Виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями – и все они представляют огромное поле деятельности учащихся и учителя. Использование игр на уроках – неотъемлемая форма работы в 5-6 классах. Игра - это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. В игре ребёнок раскрепощается, а, значит, и творить, и познавать в творчестве. Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема : как повысить грамотность учащихся. Каждый учитель знает, что приходится иногда несколько раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать? Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. В своей работе я стала чаще использовать рифмованные тексты на запоминание теоретического материала, (например, «Не с глаголами не дружит, а частицей только служит: не пошел, не взял, не съел – вот у не как много дел», разные виды упражнений с использованием нетрадиционных уроков: урок- инсценирование, урок-репортаж, урок-расследование, урок-диспут, уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям). Уроки – семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь. Практикую нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Более 15 лет назад взяла на вооружение опыт педагога С. Меженко. Систематизируя данную работу, довожу опыт детей до совершенства в области обобщения материала, составления таблиц, кроссвордов и другого вида работы. В рамках работы по переходу на обучение на новые образовательные стандарты ставлю перед учащимися проблемные вопросы и задания. А уже в следующих классах дети самостоятельно формулируют проблему. Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады. На уроках русского языка необходимо развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности. На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены