РАЗРАБОТКИ
|
Развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся (из опыта работы)Тройченко Светлана Серафимовна Не мыслям надобно учить, Великий русский писатель Л.Н.Толстой считал, что если ребенок в школе не научиться творить, то в жизни он всегда будет только подражать. Это утверждение созвучно с мыслью, что современному обществу нужны не исполнители, а творческие, инициативные, имеющие свою точку зрения личности. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно – развивающей, формирующей широкий спектр личности ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. На волне инновационного движения образование приобретает развивающий характер. Особое место занимает начальное обучение, требующее побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность, связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту ребёнка — драгоценнейшее достоинство первоначального обучения. «Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание» - в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Я выбрала профессию, которая требует огромной человечности, доброты, душевного тепла и любви к детям. Дети – это наше будущее. И наша цель - воспитать их здоровыми и сильными, успешными и уверенными в завтрашнем дне, умными и гармонично развитыми. Мне глубоко близки и понятны слова Н. Рериха: «Творчество есть процесс, творчество есть овладение новыми возможностями», которые я стараюсь воплощать на каждом уроке, каждый час и каждую минуту общения с детьми. Цель рождает принципы:
Моя профессиональная задача – урок не строить, а творить. Помочь ученикам раскрыть свои способности, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Вот и еще один принцип, без которого невозможны ни открытия, ни взаимопонимания. Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
Ведущим на моих уроках является метод проблемного обучения – «подумай, обсуди, предложи, сравни», что обеспечивает активную мыслительную деятельность каждого ученика в течение всего урока. Поэтому на уроках нет внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта, нет неудовлетворительных ответов и неудовлетворительных оценок. При разработке своих уроков я обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдаю принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход в зависимости от уровня развития способностей и индивидуальных особенностей детей, включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. При этом уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Вся эта работа позволяет добиться повышения познавательных способностей учащихся, вести в системе индивидуальную работу с детьми, опираясь на образовательные стандарты. Младшие школьники эмоционально отзывчивы на постановку учебных заданий путем использования игровых ситуаций. В играх проявляется дружба, товарищество, взаимопомощь, сопереживание, сотрудничество, формируется мотивация к поисковой деятельности. Ученик строит свои собственные знания вместе с другими, но каждый проявляет творческие способности, самореализуется по-своему. Высокие результаты в активизации учебной позиции школьника дает систематическое использование групповых работ на уроках. Главная ценность группового взаимодействия состоит в том, что дети получают качественно новый продукт, обогащенный коллективными усилиями мысли и разнообразными чувствами. Принципиально важно, что в групповой работе переплетаются три основные сферы отношений ребенка: со взрослыми, сверстниками, отношение к самому себе. На обобщающих уроках при систематизации приобретенных знаний дети подключаются к работе над составлением схем, таблиц. Схемы дают возможность сосредоточить внимание детей на главном, помогают им глубже усвоить логическую сущность понятий, ориентируют в установлении взаимосвязей. Приятно отметить стремление моих учеников к проектной деятельности. Этот вид работы предоставляет свободу в выборе степени своего участия каждому ученику (инициатора, организатора, критика, исследователя, оформителя и т. д.). Считаю очень важным особое внимание уделять развитию речи учащихся, работать над её правильностью, грамотностью, выразительностью. Потребность в правильной и красивой речи, в грамотном письме должна стать основой культуры учеников, их визитной карточкой в общении. На уроках русского языка и литературного чтения дети учатся составлять рассказы, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации. Интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. Широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой. На уроках мы не только читаем и пересказываем, но и учимся составлять свои сказки. Это как раз тот путь, который помогает развитию творческого воображения у детей. Читая книги, мы познаем мир, природу, узнаем историю нашей страны. Поэтому, чтобы быть развитым и грамотным человеком, надо больше читать. Во внеурочной деятельности по развитию литературного чтения я стараюсь прививать интерес к чтению, развивать навыки поисково-исследовательской деятельности через творческое осмысление и представление прочитанного. Творчество – это прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широкого класса задач, он должен овладеть некоторыми теоретическими знаниями о задаче и, прежде всего, о ее структуре. Сделать это можно путем особых знаково-символических средств — моделей, однозначно отображающих структуру задачи и достаточно простых для восприятия младшими школьниками. Самостоятельно решая задачи, ученики осваивают различные виды моделей, учатся переходить от одной модели к другой. Подобные задания усиливают интерес к самой задаче: красота решения, неожиданный поворот мыслей и логика рассуждений побуждают ребенка решать проблему. Систематическая работа по формированию мыслительных действий, учащихся позволяет учащимся справляться не только с учебными заданиями, но и с заданиями повышенной трудности, участвуя в олимпиадах. Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки ознакомления с окружающим миром. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. На уроках окружающего мира дети проявляют свои творческие способности при работе с дополнительной литературой по изучаемым темам создавая проекты. Мало найти интересный материал, надо его оформить и донести до своих одноклассников. Уроки превращаются в конференции. В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения предмета информатики в младшие классы общеобразовательных школ. Проводя уроки информатики, учу ребенка безопасной работе на компьютере, работать с информацией, составлять и исполнять линейные алгоритмы. Практическое освоение ИКТ, применение мультимедийных материалов на разных этапах урока, разнообразие компьютерных возможностей позволяют не только шагать в ногу со временем, но и вооружить учеников различными способами освоения учебного материала. Активное использование информационно-коммуникационных технологий позволило мне расширить обучающие возможности урока, повысить мотивацию учащихся и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями. Уроки изобразительного искусства, трудового обучения сами по себе являются уроками творчества. Дети на этих уроках творят свои «шедевры». У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края. Знание национальных традиций, изучение их в процессе непосредственной практической деятельности способствует формированию национального самосознания у младших школьников, идентификации личности по национальному признаку, скорейшей и эффективной социализации детей. Уроки технологии дают реальную возможность для формирования практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению и т.д. Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала является связь его с трудовым обучением, где она носит действенный характер. В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Для мотивации учения младшего школьника велика роль контрольно-оценочной деятельности учителя. В системе уроков своевременно используются разные виды проверок, причем в сочетании устных и письменных, групповых и индивидуальных форм работы. Дети привлекаются к работе на боковых и переносных классных досках, используются раздаточные дидактические материалы, работа в паре, взаимопроверка и др. Самостоятельность в работе является одним из условий, способствующих активизации мыслительной и познавательной деятельности. Рефлексия, осознание своей деятельности, является завершающим этапом творческого урока, на котором учащиеся осознанно оценивают свою деятельность на уроке, определяют, что им было интересно и посильно для выполнения, какие выводы они смогли сделать после изучения темы. На каждого ученика создается портфолио, где накапливаются его работы, фиксируются результаты его труда. Целенаправленно развивать творческое мышление учащихся необходимо в условиях внеурочной деятельности и свободного общения. Но без благоприятного психологического климата в классе, без сплочения ученического коллектива этого сделать невозможно. Поэтому необходимо воспитывать в своих учениках прежде всего чувства товарищества, взаимопомощи, толерантности, организуя внеклассные мероприятия. Любовь к людям и к своей стране, чувство ответственности и долга, активная жизненная позиция и самостоятельность в принятии решений, доброта и толерантность – вот черты, которые пытаюсь воспитывать в детях. Необходимо добиться, чтобы жизнь коллектива для каждого ее члена, забота о деле, в котором он участвует в своём классе, стали неотъемлемой частью его личности. Конкурсы, проекты, КТД, дают возможность раскрыться каждому ребенку, где совместная подготовка сплачивает школьников, учит их общению, взаимопониманию, взаимопомощи. Участвуя в общих делах, проектах, ребята приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Эти свойства обуславливают их роль в качестве факторов, которые дополняют формирующее воздействие семьи, школы и других институтов социализации. Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся. Цель у нас одна: помочь ребенку выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности, сохранить индивидуальность и самобытность. При поведении праздников, родители – наши главные помощники, а иногда и участники. Творческая деятельность укрепляет семейные связи, формирует ответственность как у детей, так и родителей. Раскрытие индивидуальности через создание творческой среды – есть результаты моей педагогической деятельности. Начальная школа – это первая ступень, когда в ребёнке закладываются основы развития их творческих способностей. Из года в год мы будем видеть рост способностей наших учащихся. В среднем и старшем звене школы, эти ребята являются активистами и лидерами в общественной жизни, продолжают активное участие в различных конкурсах, а, значит, продолжается начатая нами работа по развитию творческих способностей каждого ребенка.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены