РАЗРАБОТКИ
|
Особенности формирования у младших школьников опыта творческой деятельностиРазвитие творческой деятельности ведет за собой позитивное изменение личности младшего школьника. С психологической точки зрения, возраст школьника в период с шести до восьми лет наиболее подходит для развития творческой деятельности. В этом возрасте ребенок особенно любознателен к познаванию окружающего мира, легко адаптируется в нем, готов и может творчески подходить к решению не только учебных, но и жизненных задач. Аккумулирование опыта и знаний как ничто лучше способствует созданию будущей продуктивной творческой деятельности. Построенная своя собственная картина мира ребенка, личностные свойства и качества, эксперименты и причинно-следственные связи ключевым образом формируют творческий потенциал, и как следствие – развитие личности ребенка. Определить понятие «творческая деятельность младших школьников позволяет все то, где появляется и существует творческая инициатива. Достичь экономии сил и времени, повысить результат и сам процесс детского творчества нужно с помощью культивирования творческого воображения, воплощения образов, создаваемых творчеством. Только так творчество и творческая деятельность младших школьников может развиваться правильно. Современная педагогика не подвергает сомнению убеждение, что учить творчеству возможно, вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы «найти оптимальные условия для такого обучения» [5, с. 49]. Ребенок в начале обучения в школе оказывается субъектом всевозможных видов деятельности, его мышление отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией. Стремления к самоизменению у ребенка нет потребности, но благодаря процессу школьного обучения данная способность может не только возникнуть, но оформиться и развиться. Проблема формирования творческой деятельности решена еще не достаточно:
Государственные образовательный стандарт, программы начального образования ориентированы на то, чтобы в условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявлялись специальные требования, которые подтолкнут его к ситуациям, в которых будут происходить некие преобразования предметов, образов, знаков. Безусловно, все эти учебные обстоятельства нуждаются в подкреплении специальных орудий, это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое. Учебники Н. Б. Истоминой, И. И. Аргинской, Д. Б. Эльконина отдают приоритет именно такому способу «открытия» у ребенка новых свойств и качеств реального мира. К сожалению, в стандарте образования начальной школы и в ее программах наблюдается отсутствие постановки цели развития опыта творческой деятельности как особого элемента содержания социального опыта. Сказанное позволяет отметить противоречия, сложившиеся в педагогической теории и практике.
Указанные противоречия вызывают в свою очередь целый ряд вопросов: существует ли специфика творческой деятельности у младшего школьника? Если существует, то в чем она состоит? Как диагностировать уровни творческой деятельности младшего школьника? Какие существуют способы организации творческой деятельности? В чем заключаются особенности развития творческой деятельности на уроках в начальной школе? Какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие творческой деятельности младших школьников на уроке? Как учащимся освоить базовые образовательные стандарты одновременно с творческим освоением действительности? Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности. Следуя позиции ученых, предопределяющих творческие способности как автономный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, для отбора содержания системы творческих заданий выделим следующие два компонента:
Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта. 1 группа – “Познание”. Цель – накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:
2 группа – “Создание”. Цель – накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
3 группа – “Преобразование”. Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
4 группа – “Использование в новом качестве”. Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий. Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ. Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения. Поскольку профессиональное рефлексивное мышление учителя — это «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения, или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит» - А.К. Зак [3, с. 15] Под рефлексивными действиями необходимо понимать:
Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
Результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
Литература 1. Борисова, А. С. Методический материал на тему активизация познавательной деятельности обучающихся через использование проблемных ситуаций на уроках математики младших школьников //сайт «Инфоурок.ру» 2. Винокурова, Н. Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей: Учебное пособие. - М.: ИМПЭТО, 1995. - 96 с. 3. Звенигородская, Г. П. Рефлексивное образование: феноменологический подход. — Хабаровск: изд-во ХГПУ. — 2001. — с. 101–106. 4. Ильичев, Л. Ф.Федосеев Н. Н. Философский энциклопедический словарь. М. - 1983. – 649 с. 5. Круглова, Л. Что делает человека счастливым? / Народное образование. - 1996 - № 8 - с. 26 – 28. 6. Леднева, С. А. Идентификация детской одаренности педагогами. //Научно-практический журнал. – 2002. - № 1- с. 36-42 7. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 6 т. - М:, 1990. - Т 3, с. 23 8. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961. - с. 75 - 76
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены