РАЗРАБОТКИ
|
Уроки технологии в сельских малокомплектных школах с применением ИКТРоссийская педагогическая энциклопедия приводит следующее определение малокомплектной школы: "Малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся" [6, с. 540]. Терминологическое обозначение средних школ и классов с малой наполняемостью как школ "малокомплектных" произошло по аналогии с начальной школой. До начала 70-х годов ХХв. термин "малокомплектная" применялся только к начальной школе, в которой учащиеся двух, трех, четырех классов объединялись в один класс – комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом – комплектом работал один учитель. В 70-е годы в понятие малокомплектная школа начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов. Малокомплектные школы в России – это её глубинка. Как и всё, что находится в глубинке, где бы оно ни находилось на земном шаре, имеет свою специфику Я работаю в сельской малокомплектной школе учителем технологии. В своей работе использую универсальную линию учебников авторов Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко (универсальная линия). В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам учащихся, в том числе и на уроках технологии. Запросы общества к качеству обучения растут, но в то же время проводится процесс оптимизации образования. Для сельских школ, это объединение классов по предметам. например: в 5 классе- 5 человек, в 6 классе- 4. Единый урок технологии для 5-6 классов. Урок необходимо построить в соответствии с требованиями ФГОС. Может ли учитель физически и профессионально учесть индивидуальные особенности каждого учащегося в 2 классах в рамках 45 - минутного урока и обязательного выполнения учебной программы?» "Как работать на уроке с двумя классами и одновременно — с каждым учащимся?" Безусловно, задача сложная, но выполнимая. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л.В.Байбородова). В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия (уроки) могут быть однотемные и разнотемные. Однотемные занятия проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов и понятий. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков состоит в том, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя. Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того, работает ли он с одним классом или одновременно с несколькими, то модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и закреплению материала. Конечно, работа в СМК имеет свою специфику. Отличия малокомплектной школы:
Работа учителя при подготовке к разновозрастному обучению достаточно сложна и многогранна. За последние годы мною изучены особенности преподавания технологии в МКШ и разработаны программно-методические материалы для работы в разновозрастных классах. Наиболее предпочтительными методами, на мой взгляд, являются современные педагогические технологии, такие как информационно-коммуникативные, проблемные, ИКТ –технологии. Для повышения эффективности таких занятий я разработала следующие дидактические материалы: презентации «Вязание крючком», «Из истории юбки», «История костюма», « Виды резьбы по дереву»,тесты по разделу «Кулинария». Я активно работаю в сети Интернет, взаимодействую с другими педагогами, делюсь уникальными педагогическими находками и обогащаюсь результатами практической деятельности в обучении и воспитании. Я помогаю учащимся в организации поиска в сети Интернет необходимых сведений в информбазах данных для решения определенных учебных задач, консультирую при возникновении текущих проблем. Так при работе над проектами учу их отбирать полезную информацию из сети интернет. Применение информационно - коммуникативных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, позволяет значительно экономить драгоценное время. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и запрос. Так урок в 5 и 6 классах по теме «Приготовление блюд из свежих овощей- 5 класс», 6 класс «Приготовление блюд из круп». Составляю планирование таким образом , чтобы в одном классе была практическая работа, в другом-теоретический материал. Теоретический материал учащиеся в основном изучают самостоятельно, используя учебник и презентацию на компьютере, опираясь на поставленные вопросы, проблемы в начале урока. Оценивание работы происходит посредством тестов. Они могут быть даны на компьютере для каждого ученика или на бумажном носителе. Пятиклассники готовят блюдо, которым угостят своих товарищей шестиклассников, от которых они ждут оценки своей работы. Таким образом, я мотивирую детей на достижение цели результата. Сельская школа, обладая определенными особенностями педагогических условий, школьных проблем и путей их разрешения, является нестандартной по сравнению с остальными типами школ. Сельские малокомплектные школы, с одной стороны, требуют изменения структуры учебного процесса, а с другой стороны, создают прекрасные условия для эффективности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. В таких школах учебный процесс организуется в малых группах, неоднородных по составу, уровню познавательных интересов. Малочисленный контингент позволяет более эффективно использовать индивидуальное обучение. В своей практике по разделу «Исследовательская и созидательная деятельность», проще говоря. работа над проектом, привлекаю детей к групповым проектам. Чаще всего над проектом работают двое учеников. Много положительных аспектов решается в процессе работы над проектом. Современная сельская школа, выстраивая систему развития образования, не может состояться без применения информационно-коммуникационных технологий. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Благодаря современным аудиовизуальным средствам обучения учитель может организовать учебный процесс на высоком уровне. Но если на уроках учитель использует только персональный компьютер с мультимедийным проектором, учащиеся пассивно воспринимают информацию, что позволяет решать только часть поставленных учебных задач. Сегодня наиболее эффективным способом внедрения электронного содержания и мультимедийных материалов в среду обучении можно считать интерактивную доску. Само понятие «интерактивность» образовательных средств понимается как «возможность активного взаимодействия пользователей (учителей и обучающихся) с этими средствами» Применение интерактивной доски на уроках педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся. Во-первых, использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Дети с удовольствием передвигают рисунки, делают надписи , составляют технологические карты на интерактивной доске. Возможность исправить ошибки, допущенные одноклассниками и показать свои знания, мотивируют ученика слушать ответ одноклассников. Во-вторых, используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений. Так используя возможность интерактивной доски на два экрана, учащиеся разделились на две команды и украшают «свой дом» резьбой подбирая соответствующий вид с последующей защитой. В-третьиx, доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие, способствует развитию мелкой моторики. Применение ее не только позволяет представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и дает возможность учащимся непосредственно взаимодействовать с новым учебным материалом. К интерактивной доске подключена документ камера. При помощи документ камеры проецирую изображение силуэта и предлагаю смоделировать вид плечевого изделия воспользавшись возможностями панели инструментов интерактивной доски. Эффективность использования интерактивной доски состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный, групповой вклад в процесс познания. Мной разработаны презентации для интерактивной доски по теме «Обобщение материала по теме «Кулинария» в 5, 6 классах, «Технология изготовления швейного изделия» в 5, 6 классах. «Чертеж» и другие. Конечно, уроки с применением интерактивной доски требуют достаточно большого количества времени на их подготовку. Учет особенностей работы в разновозрастных группах МКШ и умелое сочетание различных педагогических технологий и форм занятий позволило мне успешнее достигать образовательно-воспитательные цели программы по дисциплине «технология». Не смотря, на все трудности в организации урока в разновозрастной группе, за последние три года в моих классах повысилось качество обучения .Я считаю, что одним из компонентов повлиявшим на качество обучения учащихся – применение интерактивной доски на уроках. Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем Безопасность ребенка в Интернете Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье. Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены