РАЗРАБОТКИ
|
Организация исследовательской деятельности в начальной школеВыпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательских умений, основу которых составляют универсальные учебные действия. Термин «исследовательский метод» не новый, он был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под этим методом в обучении он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». А вообще, под учебной исследовательской деятельностью учащихся понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания. Цель исследовательской технологии – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Систематическое применение этой технологии в учебном процессе младших школьников обеспечивает развитие универсальных действий и приобретение важных исследовательских умений. Любое исследование на уроке проходит по плану и включает:
Формы исследований на уроке могут быть разными: это опыт, наблюдение, поиск информации, практическая работа.
Представление результатов. Формы представлений тоже могут быть разными: сценка, макет, буклет, альбом, стенгазета, сообщение, презентация. Вообще, исследование проходит на любом уроке при изучении новой темы. В нашей программе «Школа 2100» ведущей технологией является проблемно-диалогическая, и все уроки строятся с помощью подводящего и побуждающего диалога. В начале урока у детей возникает проблемный вопрос, они ставят цель, составляют план, выполняют действия, в итоге получают новое знание, ответ на свой вопрос. Это есть по сути структура исследования. Пример такого диалога: (он может проходить как фронтально с классом, так и как инсценировка диалога постоянных героев учебника). Уроке в 4 классе по теме «Что такое кровь?» (все они даны в методических рекомендациях к учебнику) А вот и наши герои учебника Лена и Миша. О чем это они разговаривают? - Миша идет грустный, он поранил руку, идет кровь. Лена: (перебинтовав) – Вот уже и не течет…. - Миша: - Лена, кровь ведь жидкая, почему она не течет постоянно? Не знаю… - Какое услышали противоречие? Какой возникает вопрос? (Жидкая, но не течет. Почему кровь перестает течь? (записывается на доску). - А что нам нужно узнать, чтобы ответить на этот проблемный вопрос урока? Составим план исследования:
То есть цель какая нашего урока? (узнать, что такое кровь, из чего она состоит, интересные факты о крови) С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира, где есть благодатная почва для этого. Такие задания обозначены в учебнике специальным значком. Например, самые простые:
Какова же моя система работы над исследованиями с 1 по 4 класс. В 1 классе почти все работы носят, в основном, коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. В первом классе я сама даю план исследования, предлагаю готовые источники, пути поиска информации, опыты, дети все выполняют под моим руководством. Во втором классе уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем совместно план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование. В 3-4 классах постепенно дети начинают больше проявлять самостоятельности в исследованиях. Самостоятельно составляют план, отбирают и ищут информацию, делают выводы и представляют свою работу. В итоге обучаются ориентироваться в информационном пространстве, находить выход в проблемной ситуации, получают навыки реального общения. Есть приемы, которые помогают подвести детей к необходимости исследования: Вот например такой прием: «Корзина гипотез». Дается ситуация, которая заставляет задуматься и попробовать найти самому возможное решение. (Бывает, раненный в ногу или в руку солдат может погибнуть от потери крови, даже если все органы целы. Спасти его может, порой, только переливание крови другого человека. Как вы думаете, почему, потерявший кровь, может погибнуть?)
Похож на него прием «Рюкзачок», где дети для себя понимают, что известно ему уже о данном понятии, а чего он не знает и что надо ему узнать – ставит перед собой цель. Может проходить в форме ведения журнала «Знаю-не знаю». Очень простой, известный прием – «классификация» Разделите слова на группы: трахея, бронхи, легкие, пищевод, желудок, печень, плазма. Классифицируют по группам. (Мы не знаем, куда отнести плазму. К какому органу она относится?) В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследовать можно с помощью литературных текстов, познавательной литературы, дополнительных источников. Так скажем, теоретическое исследование. Здесь применяю такой прием: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Исследование семантики нового понятия - расчленение термина на составные части – «Микрос» и «скоп»; - смысл каждой части на греческом языке:
Прием «Предположение» Тема «Энергия» 3 класс. Предлагается по серии рисунков предположить о новом понятии, потом проверить, прочитав текст в учебнике. Изучение в парах, используя пазлы, собрать новое слово, узнать о нем. По времени выделяют мини - исследования и долговременные исследования. Суть мини - исследований сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной учителем тематике. Приведу несколько примеров. 1. Самое простое - во время экскурсии учитель даёт задание исследовать, какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья. По результату продуктом этого исследования может стать альбом о редких деревьях и кустарниках нашего района. 2. Технология деятельностного метода предусматривает активную поисковую самостоятельную деятельность учащихся. Поэтому, часто использую на уроках такие виды и формы работ: 3. Опыты, работа в группе. Опыты заложены в содержании учебника на таких уроках, как Почва, Снег и лед, Кожа и др Во 2 классе по теме «Снег и лед» исследуем кусочки льда и снега, проводим опыты и выводим свойства снега и льда. Работаем по плану. Здесь уже мы с детьми вместе обговариваем и составляем план исследования, инструменты, способы поиска информации, как мы будем проводить исследование. Во 2 классе по теме «Азия» дети, работая в группах, используя физическую карту и карту природных зон и животного мира, учебник, дополнительную литературу, рисунки, инструкции, которые написаны на листочках, исследуют по 1 особенности страны Азии: раст. мир, животный мир, климат, язык, культура, достопримечательности. Затем заполняют таблицу-план, используя опорный лист, готовят выступление. По теме «Кожа» исследуем с помощью лупы свою кожу, находим поры, бороздки, выводим свойства кожи, заносят в таблицу. На уроке окружающего мира по теме «Кровь» в 4 классе дети разделились на группы-лаборатории. Каждой дано задание: исследовать одну составляющую крови (лейкоциты, тромбоциты, эритроциты), т.е., работая в группе, найти в источниках информацию о том, какую работу она выполняет, рассмотреть ее в микроскоп, выполнить иллюстрацию-макет из пластилина, подготовить выступление, используя план на доске. Материал может представляться в виде сводной таблицы, кластера, схемы, модели, бортового журнала, цепочки ключевых слов, опорных листов. 5. Еще на уроке обучения грамоте уже пробуем такие проекты-исследования: «Мое имя», «Моя любимая буква», «История моей фамилии». Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Все такие исследования, особенно, во внеурочной деятельности превращаются в исследовательские проекты. Работу над самими проектами я начинаю в 1 классе с родительского собрания, где знакомлю родителей с понятием проект, его структурой, формами выполнения и представления результатов. Приглашаю учеников своих из 5 класса, чтобы они выступили со своими проектами. Здесь же родители узнают, что выделяют шесть этапов работы над исследовательским проектом:
К 4 классу мы вместе с детьми составили памятку, которая очень помогает им в работе. А еще у меня есть памятка для родителей. Очень важно правильно выбрать тему исследования. От этого в значительной степени зависит результат работы. Темы, используемые в работе с детьми начальных классов, можно объединить в три основные группы:
Основные правила выбора темы:
Например, тема проекта «Морской конек, чей он родственник» родилась у ребенка на море, в отпуске, когда в море она увидела это животное, возникли вопросы, тут же начался поиск информации и длился полгода: посещение библиотек, музеев. Защита проекта должна быть публичной. Ребёнок излагает новую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта – 5-7 минут. На вопросы и ответы отводится примерно 2 минуты. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы. Вот проекты, которые мы выполнили с детьми. С доски. Мои первоклассники в этом году вместе с родителями уже проводили исследования на темы «Моя малая Родина», «Белокаменная загадка», «Место в Эжве, которое я люблю», «Космические улицы Эжвы», «Моя Родина – Россия» к конкурсу «Я-патриот!» Интересными были проекты: Вот проект, который в 4 классе самостоятельно выполнила девочка «Каких животных прячет парма?», приняла участие в республиканском конкурсе. В этом учебном году наш проект «Эжва – это мы?» на республиканском уровне занял 3 место, хочу вам его показать. Но самым увлекательным и результативным оказался проект на тему «История моей семьи», где дети искали материал о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Пришлось серьёзно «поворошить» память бабушек и дедушек, отыскать те редкие фотографии, сохранившиеся до наших времён, ведь даже имена и отчества многих были забыты. Такая работа оказала огромное воспитательное значение и, конечно, решались задачи развития исследовательских умений. Этот проект занял в прошлом году призовое место в республиканском конкурсе, посвященном 70-летию Победы. Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего уже 6 класса умеют организовать свою деятельность, они могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос, сделать презентацию, подготовить доклад. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность ребёнка - это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены