РАЗРАБОТКИ
|
Приемы постановки учебной проблемы на уроках открытия новых знанийИсупова И. В. Постановка учебной проблемы осуществляется на этапе актуализации знаний учащихся. Наиболее любим детьми такой способ как «яркое пятно». С помощью его привлекаю внимание детей к новым знаниям, вызываю желание активно работать на уроке, что бы узнать что-то новое. Так, например, при изучении темы «Суффиксы имён существительных» в 3 классе, я рассказываю детям историю о происхождении слова « миллион», которое придумал Марко Поло, чтобы передать восхищение несметными богатствами Китая. Я поясняю, что это слово состоит из итальянского «милли», что означает «тысяча» и «оне», что соответствует русскому суффиксу – ищ. Таким образом, дети заинтересованы ролью и значениями суффиксов в русском языке. Отрывок мультфильма «В стране невыученных уроков», тот момент, когда мальчику нужно разобраться в правописании суффиксов –ик-, -ек- использую при изучении этой темы «Правописание суффиксов –ик-, -ек» Привлекают внимание учащихся и стимулируют их активную познавательную деятельность различные истории из жизни известных людей. Например, история про английского короля Эдуарда II, которую рассказываю им при изучении темы «Знаки препинания» в 4 классе. « Во главе заговора против короля стояла его жена Изабелла, отправившая тюремщикам послание без запятых «Эдуарда убить не смейте бояться». Тюремщики поняли уловку королевы, прочитав письмо так, как хотелось ей. Получилась «кровавая» запятая. Далее в ходе диалога с учащимися выясняется роль знаков препинания в языке и происходит мотивация детей на осознанное изучение ими темы. При изучении этой темы можно использовать отрывок мультфильма «В стране невыученных уроков», а, именно, тот момент, когда главному герою нужно поставить знаки препинания в предложении «казнить нельзя помиловать» В других случаях проблемная ситуация может возникнуть в результате осознания противоречивости фактов. Например, при изучении темы по русскому языку в 3 классе « Неопределённая форма глагола» вниманию учащихся предлагаю разные мнения лингвистов по поводу того, какой частью слова является -ить в неопределённой форме глагола и прошу их высказать своё мнение. В соответствии, с выводом строим дальнейшую работу на уроке. Такой подход не только учит детей рассуждать, но и вовлекает их в активный творческий поиск, а это повышает интерес к познанию, формирует мотивацию. Часто при ознакомлении со словарными словами использую прием «Смешные ценники»- это фото с ценниками, на которых допущены ошибки в правописании Невозможность выполнить задание в данный момент также влечёт за собой проблемную ситуацию. С этим приёмом мои ученики сталкиваются уже в первом классе, при изучение темы «Правописание имён собственных». Детям предлагаю записи « Вот село высокое. Место тут высокое» или « Люда рыбина поймала огромную рыбину», в написании, которых намеренно делаю ошибки, затем предлагаю детям их исправить. Невозможность пока выполнить задание привлекает внимание детей и вызывает интерес к изучаемой теме. Аналогичный приём постановки проблемы я использую при изучении темы по русскому языку « Сложные слова». Записав на доске слова «рыба» и «ловить», я прошу детей написать под этими словами однокоренные слова. Учащиеся испытывают затруднение при размещении слова «рыболов». Аналогичный приём использую и на уроке математики при изучении темы «Умножение». После выполнения ряда заданий, связанных с заменой суммы одинаковых слагаемых умножением, предлагаю детям практическим путём решить, сколько пуговиц нужно для 250 пальто. Выполнить это практическим путём в данной ситуации невозможно. Такая система работы позволяет учащимся не просто заметить трудность, а вызывает у них желание её преодолеть, что ведёт к поиску новой информации. Ведь «ужасно интересно всё то, что неизвестно». Это способствует постепенному формированию устойчивой мотивации к учению. Немаловажную роль в формировании внутренней мотивации играет используемый мною частично-поисковый метод обучения. Например, при изучении темы «Знаки препинания в конце предложения» предлагаю детям запись на доске «оставаться в школе не разрешаю никому покинуть помещение» в ходе поисковой деятельности, путём подбора учащиеся расставляют знаки препинания, в соответствии со смыслом предложения. Затем, рассуждая, останавливаемся на нужном варианте. При обобщении знаний по теме «Предложение» в ходе совместного поиска с детьми находим главные и второстепенные члены в предложении « Глокая куздра штеко будланула бокрам и кудрячих бокрёнка». Такая организация работы на уроке даёт возможность детям не только получить прочные знания, но и мотивирует их стремление к получению знаний. Изучая в первом классе по математике тему «Знаки -, +», отправляемся с детьми на древнерусскую ярмарку. Детям предлагаю придумать знаки, которыми они будут отмечать проданные бочки с медом и купленные мешки с зерном. В результате практической деятельности появляются знаки «-», «+». Развивая исследовательские способности, предлагаю угадать и перевести отрывок перевести сказки на русский язык (найти совпадающие слова, похожие, отсутствующие в русском языке) «Приказка за рыбаря и рибката Как оценить результаты использования проблемного обучения? Самое главное - мои ученики с желанием учатся. Они стали более самостоятельны, работоспособны. Ребята уверенно и активно включаются в работу, задают вопросы, выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Они активные участники учебного процесса.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены