РАЗРАБОТКИ
|
Применение методического пособия и его роль в преподавании учебной дисциплины "Математика"Основополагающими характеристиками качества организации учебного процесса на учебных занятиях по математике становится использование современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. В связи с этим возникает необходимость повышать квалификацию педагогических работников в части проектирования современного учебного занятия, авторских методических разработок и применения электронных образовательных ресурсов. Педагогическое проектирование учебного процесса «позволяет обеспечить переход имеющихся дидактических систем профессиональной подготовки в качественно новое состояние, оптимизирует содержание, организацию, управление ими» [1]. В настоящее время, наблюдается недостаток информационных ресурсов, которые могли бы значительно повысить эффективность процесса обучения, способствовали более качественному усвоению теоретического материала и сокращению времени, необходимого для выполнения «рутинных» вычислительных процедур. Особенно это касается такой дисциплины, как «Математика». Поэтому, мною был создан и реализован проект учебного процесса по учебной дисциплине «Математика» для студентов СПО, как наиболее эффективный путь организации образовательного процесса. Учебный процесс рассматривается как объект проектирования, в аспекте развертывания содержания образования и описания процесса обучения, в аспекте управления этим процессом, в границах целей, системы диагностики и системы измерителей (фонда оценочных средств). Основные элементы проектирования учебного процесса по дисциплине «Математика»: проектирование теоретического обучения (разработка рабочей программы учебной дисциплины, содержания образования по дисциплине, образовательной технологии, активных форм и методов обучения); моделирование учебно-познавательной деятельности обучающихся по освоению этого содержания; планирование способов управления этим процессом; организация проектных домашних заданий учащихся с использованием средств информационных технологий. Результатом (продуктом) проектирования учебного процесса по учебной дисциплине «Математика» является апробирование учебно-методического пособия, в котором соблюдены принципы дифференцированного и деятельностного подходов в обучении, созданы условия для развития системного мышления, умений добывать знания самостоятельно. Пособие разработано для студентов по специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины. Идея разработки и создания учебного пособия направлена на повышение эффективности изучения разделов в курсе высшей математики. Именно эти разделы вызывают у большинства студентов большие затруднения, так как в ходе решения многих задач требуется развитое пространственное воображение и навыки вычисления. Пособие состоит из четырех частей. Первая часть содержит конспекты лекций по дисциплине. Содержание лекций сформировано в соответствии с задачами дисциплины. Содержание дисциплины представлено следующими модулями: элементы линейной алгебры, прямая линия, кривые второго порядка на плоскости, комплексные числа, дифференциальное исчисление, интегральное исчисление, дифференциальные уравнения, основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики. Вторая часть содержит вопросы для подготовки по учебным темам, краткий перечень задач практического занятия и указания по организации деятельности студентов. Кроме того, в эту часть пособия включены перечень основной и дополнительной литературы и ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины. Для примера приведу модель одного из практических занятий по теме «Дифференциальные уравнения». Вопросы для подготовки:
Рекомендации студентам. При подготовке к занятию прочитайте лекцию (тема 7, §1–4); выучите наизусть определения; решите задачи, заданные преподавателем для самостоятельной подготовки. Для этого используйте: конспект лекций, соответствующие разделы печатных и электронных учебников, вопросы для самоконтроля знаний. Практическое занятие направлено на закрепление теоретического материала и представляет собой проект по организации фронтальной и самостоятельной работы обучающихся, которая включает в себя решение задач на определение вида дифференциальных уравнений, нахождение общего и частного решений дифференциального уравнения. Необходимо отметить, что самостоятельные работы являются диагностическими и носят дифференцированный характер. Таким образом, студенту предоставляется право выбора того целевого ориентира «оценки», который в данный момент соответствует его ценностным установкам. В конце практического занятия обязательно предлагается домашнее задание. Модель домашнего задания содержит рекомендации по теоретической подготовке, систему обязательных задач для самостоятельного решения, а также индивидуальные задания. В этой связи необходимо отметить, что в проект учебного процесса обязательно включаются консультации преподавателя по выполнению индивидуальных и домашних заданий. В третьей часть учебно-методического пособия приведена модель возможной системы контрольно-измерительных материалов. Здесь предложены проекты контрольных работ как в стандартной (традиционной) форме, так и в форме тестов. Приведем пример контрольной работы, составленной в форме тестов. По теме «Линейная алгебра»: 1. Тип матрицы А -6×4, а тип матрицы В - 4×3. Произведение А×В а) имеет тип 3×6; 2. Умножение двух матриц определено только, если а) число столбцов первой матрицы равно числу строк второй; Для повышения качества обученности студентов посредством применения электронных ресурсов разработана четвертая часть методического пособия с рекомендациями по выполнению определенных этапов домашнего проектирования. Электронные образовательные ресурсы представляют собой целостную систему разного вида и формата учебного материала и сопровождающего процесс обучения контроля[2]. Применение конструктора OnlineTestPad на уроках математики приводит:
Исходя из опыта своей работы могу с уверенностью утверждать, что применение данного пособия дало большие преимущества перед традиционными методами преподавания: прежде всего, повысился интерес к математике и эффективности его усвоения, студенты с удовольствием работают самостоятельно, решают задачи, изучают теоретический материал, выполняют задания в «OnlineTestPad», сдают тесты, применяя при этом интерактивные технологии получения знаний – компьютерные технологии. Практика показала, что использование данного пособия в образовательном процессе повышает эффективность изучения курса математики и способствует формированию необходимых компетенций у студентов. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены