РАЗРАБОТКИ
|
Развитие и перспективы использования технологий электронного обучения на уроках биологииВыполнила В настоящее время использование технологий электронного обучения в преподавании естественных наук (биологии, химии)особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. На современном этапе отсюда появляется противоречие между трудностями усвоения учебного материала у большого количества детей с недостаточным познавательным интересом к учебе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включения учащихся в активный познавательный процесс [1]. Разрешить данное противоречие помогает использование новых информационных технологий. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения. Целью данной статьи является выявление форм и методов применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для повышения качества знаний учащихся по биологии, развития их творческих способностей.
В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике четыре основных: компьютер, как средство контроля знаний; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала; персональный компьютер, как средство самообразования [4]. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся [2 ]. Цель такого представления учебной информации — формирование системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей [3]. Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. Можно слышать фразу «Учитель должен только с мелом в руках уметь объяснить материал и дать хорошие знания». Совсем в недалеком прошлом учителям-биологам приходилось самим рисовать плакаты, делать гербарии, рисовать стенды, в общем создавать наглядность своими силами [8]. А при использовании информационных технологий – это самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. Если учебных рисунков мало или их не хватает, можно постараться найти их в интернете [7]. Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов. Важной задачей представляется обеспечение индивидуализации процесса обучения, так как любой коллектив состоит из учащихся с разным развитием и интересами, разными образовательными потребностями [5]. Необходимо создавать уроки с использованием яркой наглядности. Вся эта наглядность может быть расположена на слайдах. И тогда она не «состарится», не будет занимать много места и всегда будет яркой и красивой. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что способствует лучшему усвоению материала. Преимущества электронного обучения Существует немало причин для популяризации и повсеместного использования систем электронного обучения [10]. Прежде всего, это явные преимущества электронного обучения перед «классическими» способами обучения: 1) Географические и временные преимущества Дистанционный способ обучения позволяет преподавателям и учащимся находиться на значительном расстоянии друг от друга, в том числе в разных городах и странах. Доступность и открытость обучения позволяют современному специалисту учиться в любое время в течение периода жизненной активности, совмещая с учёбу с основной деятельностью. 2) Экономическая эффективность Несмотря на более высокую стоимость разработки полноценных электронных курсов по сравнению с традиционными, затраты на обучение при использовании электронной формы значительно ниже, чем при очном обучении. Электронное обучение дешевле обычного формата обучения. 3) Персонализация обучения, привлечение к обучению людей с ограниченными возможностями. Внедрение электронных обучающих систем позволяет совместить достоинства индивидуального обучения (в плане его эффективности) и массового (в плане его экономичности). Электронное обучение развивает навыки самостоятельной работы, которые очень востребованы в наше время. 4) Повышение производительности и интенсивности обучения По статистике, усвоение материала в классической форме даётся обучающимся сложнее. 5) Расширение изучаемой информации Применение одной и той же обучающей системы для разных курсов приводит к унификации интерфейса и, как следствие, к уменьшению времени на изучение правил работы с системой, затрачиваемое обучаемыми. 6) Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний Обучающая система может освободить преподавателя от некоторых функций передатчика информации, консультанта и контролёра, а значит, освободить время для индивидуальной дополнительной работы с обучаемыми. Проблемы и недостатки электронного обучения Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем [11]. Скорость дальнейшего развития информационных технологий во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Сложность внедрения технологий электронного обучения. Большинство разработчиков решений для электронного обучения поставляют продукты, которые не полностью соответствуют пожеланиям пользователей, а качество программного обеспечения не всегда соответствуют стандартам в данной области. Организационные трудности при планировании, реализации и поддержке технологий электронного обучения Подобные трудности возникают и варьируются в зависимости от таких факторов, как тип и назначение учебной программы и требуемая скорость усвоения программы. Технические сложности, возникающие при внедрении технологий электронного обучения Зачастую при использовании технологий электронного обучения может создаваться значительная нагрузка на корпоративную сеть. В некоторых случаях соединение с Интернет может оказаться недостаточно быстрым. Необходимость значительных финансовых вложений в аппаратуру для проведения конференций. При повышенной сложности используемых при электронном обучении технологий затраты на их реализацию могут вместо экономии финансовых ресурсов предприятия привести к их перерасходу. Сложное планирование В ряде случаев программы электронного обучения могут потребовать более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. Проблемы, связанные с самостоятельным характером обучения Некоторым обучающимся представляется сложным обучение без непосредственного контакта с преподавателем и другими обучаемыми. Ряду обучаемых требуется внешнее руководство. Очевидным преимуществом электронного обучения является отсутствие необходимости ходить на занятия. Этот же фактор является и расслабляющим для недостаточно сознательных обучаемых. Таким образом, использование ИКТ, в процессе обучения повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, способствует развитию у учащихся различных умений, облегчает работу на уроке. Поэтому я считаю, что эффективное использование ИКТ на уроках, способствует достижению более качественных образовательных результатов. Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены