РАЗРАБОТКИ
|
Формирование ключевых компетенций на коллективных учебных занятиях по русскому языку и литературеАбжанова С.К., «Изучайте русский язык, он открывает путь Условия возникновения, становления опыта. Большинство государств планеты, по данным ЮНЕСКО, многонациональны, и, следовательно, важнейшим условием прочности формирования государства становится формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, в частности, в области образования, так как именно в период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности. В то же время в условиях активного возрождения культуры этносов, развития национального самосознания актуализируется проблема углубления взаимосвязей народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессиональной принадлежности. Признана необходимость воспитания человека культуры, способного к самоопределению, творчески мыслящего, духовной личности, доброжелательного к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готового к диалогу культур Выбор целей образования зависит от языковой политики государства и должен быть солидарен с ней. Это — существенное политическое решение, которое, будучи зависимым от языковой и культурной политики страны, является одним из ее главных проявлений. Как всякое долгосрочное политическое решение, определение этих целей отвечает сложившимся культурно-образовательным и языковым ситуациям, направлено на решение поставленных проблем путем содействия интеграции внутри страны и облегчения контактов и взаимопонимания с внешним миром. Одно из важнейших условий успешного языкового развития - организация и обеспечение стабильного функционирования полноценной системы обучения языкам, являющейся составной частью общей культуры общества. В программных документах Республики Казахстан (статье 93 Конституции Республики Казахстан, Государственной программе развития образования до 2010 года, Законе «О языках в Республике Казахстан») определены стратегические цели и задачи языкового строительства в нашей стране на долгосрочную перспективу, намечены основные направления и механизмы их реализации Своевременность и актуальность современной языковой политики Казахстана, выдвигающей «разумную трансформацию языковой культуры на основе равноправного использования трех языков: государственного, межнационального и международного общения» и позволяющей нам осуществлять постепенное вхождение в мобильный мегакультурный мир. Первые навыки социальной коммуникации дети получают при контакте со сверстниками, и огромную роль в их первичной языковой подготовке играют специально организованные ситуации межъязыкового общения Актуальность и перспективность. Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, на недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку. «Русский язык является одним из основных источников получения информации по разным областям науки и техники, средством коммуникации с ближним и дальним зарубежьем. Интересы экономического и научно-технического развития страны определяют востребованность знаний и образования, получаемых на русском языке» «Концепция языковой политики Республики Казахстан» от 07.11.1996 №3186. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. (Закон О языках в Республике Казахстан Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года N 151) В Республике Казахстан не допускается ущемление прав граждан по языковому признаку. Государственный язык и русский язык являются обязательными учебными предметами и входят в перечень дисциплин, включаемых в документ об образовании. В послании Президента Республики Казахстан одним из приоритетных направлений названо внедрение инновационных технологий. В современном образовании происходит переориентация образовательного процесса на компетентностный подход. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов – ключевых компетенций. Теоретическая база опыта. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
Подход определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях. Для компетентностного подхода в качестве таких категорий выступают «компетенция» и «компетентность». Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. Компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетенция - это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Ключевые компетентности — это те обобщенно представленные основные компетентности, которые обеспечивают жизнедеятельность человека в социуме. А.В. Хуторской привел наименование основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного совершенствования. Согласно заявленной цели и задачам 12-летнего среднего образования Республики Казахстан Стандартом регламентированы следующие метапредметные результаты – сформированные ключевые компетентности – как универсальные способы деятельности, используемые при решении проблем в рамках учебно-воспитательного процесса и реальных жизненных ситуациях:
Компетентность разрешения проблем позволяет:
Информационная компетентность позволяет:
Коммуникативная компетентность позволяет:
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В этом смысле школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. К примеру, знание о типах и стилях речи, способах построения текста и выразительных средствах языка применяется в различных ситуациях общения, специально организованных учителем, и в этом случае можно говорить о развитии коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими) - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации. Очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки - выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, - т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации. В настоящее время уже определены компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками (официальные/неофициальные) и их социальные роли: ученик, учитель, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во-вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации - цель и намерения говорящего. Так, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражения благодарности, радости и т.д. Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции (предметных знаний). Для согласования знаниевых и компетентностных целей в рамках учебных предметов необходимо:
Одной из приоритетных компетенций, формируемых при изучении русского языка в школе, на наш взгляд, является коммуникативная, так как она является одним из средств развития всех ключевых компетенций. Коммуникативная компетенция – это способность осуществлять выбор и реализацию программ речевого общения в зависимости от той или иной речевой ситуации (совокупности конкретных экстралингвистических факторов, вовлекающих людей в языковую коммуникацию) на основе знаний и понимания этой ситуации. Исходя из этого определения, для формирования коммуникативной компетенции необходимы знания о возможных ситуациях общения, знания о языковых средствах, необходимых для успешной коммуникации в каждой из ситуаций, навыки рефлексии и опыт участия в различных ситуациях общения (специально организованных учителем, а также стихийно возникающих вне учебного процесса и отрефлексированных). Можно говорить о том, что каждая ситуация общения является проблемой, которую нужно разрешить: выбрать наиболее эффективную программу общения и реализовать ее, а также осознать, насколько успешной была коммуникация, что способствовало взаимопониманию, что служило препятствием, в чем причина, как поступать в аналогичной речевой ситуации в дальнейшем. Поэтому можно говорить и о том, что участие в различных ситуациях общения развивает у учащихся компетенцию разрешения проблем. Коммуникация происходит на основе информации; умение обрабатывать информацию в процессе коммуникации (как непосредственной, так и опосредованной) формирует информационную компетентность. Поэтому можно говорить о том, что коммуникативная компетентность является основой для развития и других ключевых компетентностей. Основное противоречие в системе работы по развитию речи учащихся, на наш взгляд, состоит в том, что диалогическая речь развивается в условиях реальной ситуации общения (диалог), а на уроке учащиеся находятся в условной, искусственно созданной ситуации беседы-диалога с учителем, когда учитель задает вопросы, а ученик отвечает на них, чтобы получить оценку. В условиях диалога его участники обмениваются чувствами и мыслями, диалогическая речь ситуативна и непредсказуема, реплики в диалоге – неполные предложения, в нем используются формулы речевого этикета. В вопросно-ответной беседе с учителем от ученика ожидается полный ответ, то есть предложения строятся в соответствии с нормами письменной речи, образцы которой учащиеся осваивают при выполнении разнообразных грамматических заданий. Если организовать процесс изучения учебного материала на коммуникативной и деятельностной основе, то будет происходить развитие ключевых компетентностей у учащихся; учебная деятельность, организованная через различные формы коммуникации, является необходимым условием для формирования ключевых компетенций. Ведущей педагогической идеей нашего опыта является обеспечение педагогических условий для того, чтобы каждый ребёнок был успешен в учении. Успешной мы можем считать такую деятельность, при которой цель деятельности достигнута и существует взаимосоответствие между следующими четырьмя компонентами: намерениями и целевыми установками, представлениями субъекта о предполагаемых действиях, реально совершенными действиями, результатом действий. Таким образом, успешное действие предполагает: умение определять цель, планировать действия, умение действовать согласно плану, умение рефлексивно ухватывать и отслеживать вышеназванную четырехкомпонентную целостность. На успешность учения влияет также значимость результата учебного действия. Значимость определяется тем, насколько результат, полученный ребенком «общественно» важен, то есть насколько он признан другими: либо оценен учителем, либо оказывает влияние на результат, процесс деятельности других учеников. Обучению всем компонентам успешной деятельности мы осуществляем через организацию коллективных учебных занятий. Технология опыта (или отдельных компонентов). «Каждый ребёнок – цель, каждый ребёнок - средство» КСО на второй фазе коллективных занятий предполагает организацию учебного процесса по специальным методикам, являющимися средствами для моделирования образовательных ситуаций на деятельностной основе. В процессе деятельности, организованной по методикам КСО, у учащихся формируются «универсальные способы мыследействования» , способность к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир Организовать учебную деятельность на коммуникативной основе, включая учащихся в парное, групповое, коллективное взаимодействие, позволяют методики Коллективного Способа Обучения (КСО). Коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. Взаимодействие ее участников может быть понято как коммуникация. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексивности. Решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения. Методики коллективного способа обучения позволяют организовать учебную деятельность на коммуникативной основе. Учителя, организующие коллективные учебные занятия, отмечают, что даже самая простая методика – методика тренажа – позволяет формировать коммуникативные умения. Учащиеся осваивают разговорные клише вступления в диалогическое общение, учатся слушать и слышать друг друга, задать вопрос, ответить на вопрос, говорить с напарником, соблюдая этические нормы общения. Чтобы организовать работу по этой методике, учителю необходимо подготовить дидактический материал – карточки, на которых записаны вопросы и правильные ответы. Вопросы составляются на основе материала, который нужно выучить наизусть. В русском языке это словарные слова, слова с орфограммами, правила, определения понятий, фонетический, морфологический, словообразовательный, синтаксический разборы и др. Кроме коммуникативных умений формируются умения компетенции разрешения проблем: организовать свою деятельность, выбирать для себя нормы деятельности и поведения в адекватных ситуациях. Учитель предоставляет группе учащихся учебный материал, назначает командира группы, и учащиеся сами распределяют карточки, отмечают в табло учета их номера, отмечают, с какими карточками уже работали, определяют, с какими еще нужно поработать, отмечают, в каких карточках уже твердо знают все вопросы, а с какими нужно поработать еще неоднократно, выбирают напарника для работы, меняют напарников, договариваются и т.д. При правильно организованном занятии формируются ключевые компетенции, происходит автоматизация навыков. Например, словарные диктанты по русскому языку после организации работы по методике тренажа на каждом уроке по 2-5 минут показывают качество знаний 100% Трудно переоценить значение методики Ривина в формировании ключевых компетенций: она позволяет сформировать способы понимания текста (определение идеи, темы, последовательное развитие мысли, на основе этого понимание видов текстов, свойств и признаков текста, необходимых для составления собственного текста, умение составлять план текста, как последовательное развитие мысли). Методика Ривина предполагает моделирование связей и отношений между частями текста, анализ абзаца, как микротемы, его строение, актуальное членение предложений (известные и неизвестные сведения). Работая по методике Ривина, учащиеся осваивают умение вести дискуссию, спор, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, делать выводы, умение делового сотрудничества, умение планировать свою деятельность, совместную с партнёром – то есть умения всех трех заявленных в Стандарте ключевых компетенций. Как организовать работу по этой методике подробно описано в брошюрах М. А. Мкртчяна, Н. П. Серёменко (см. раздел «Список литературы»). Изучение, моделирование определений научных понятий по методике Ривина также является компетентностно-ориентированным заданием. Овладевать умениями конструировать понятия, действия, способы позволяет методика эвристических карточек . Моделировать связи и отношения, фиксировать обобщение в схемах, графиках, таблицах, умение отделять знание от незнания, овладевать способами выполнения любого задания в незнакомых, новых ситуациях учатся учащиеся во время работы по этой методике. Происходит также овладение такими компонентами учебной деятельности, как целеполагание, планирование, рефлексия. Формируются способы выделения обобщенных понятий для дальнейшего исследования общих принципов, законов, умение понимания структуры знаний, умение в единстве формы и содержания анализировать вопросы, задания, диалоги и т.д. учащиеся учатся рассматривать понятие с различных точек зрения, видеть новые функции, целостную структуру объекта. Компетентностно-ориентированной является и организация учебной деятельности по методике взаимопередачи тем (ВПТ). Суть методики заключается в самостоятельном, в парах сменного состава, изучении теоретического материала, затем выполнении заданий по теме, получении зачета у учителя и последующем взаимообучении. Подробное описание методики содержится в брошюре М. А. Мкртчяна «Общие методики коллективных учебных занятий». В процессе работы по этой методике происходит глубокое освоение темы. Учащиеся учатся умению выделять главное, умение включить главное в систему, умение выражать свои мысли в развернутой системе рассуждений, фиксировать главное в моделях, схемах, умение делать теоретические и практические выводы, обобщения. Формируется также умение применять самостоятельно открытые знания в различных ситуациях, в том числе творческих, исследовательских, умения вскрывать тенденции, закономерности. Происходит развитие умений переносить способы обобщения на другие виды деятельности (организаторские, управленческие и т.д.), освоение умения взаимообучения, умения применять освоенные виды и формы доказательств, организации и управления собственной деятельностью, умение овладевать разными способами обобщения и систематизации, умение проверять результаты работы партнёра и свои собственные - все эти умения являются умениями ключевых компетенций. Для организации работы по этой методике учитель готовит специальные дидактические пособия. Методика взаимообмена заданиями (ВОЗ) также позволяет сформировать умения ключевых компетенций, такие как: глубокое освоение умениями выполнять типовые задания, осмысленно владеть сутью выполнения заданий. Умения слушать и осмысливать информацию, способы выполнения заданий, умение анализировать деятельность свою и товарища по самостоятельно составленным логическим схемам, алгоритмам, применять знания в различных ситуациях. Умения взаимообучения, умения проверять результаты работы своей и партнера, сверять с эталоном. Умение применять освоенные способы доказательств, умение находить необходимую и достаточную аргументацию при объяснении заданий, сравнивать свои способы деятельности с другими, понимать зависимость результатов работы от цели и действий по реализации цели. А также происходит формирование умения управлять, организовывать совместную деятельность . Здесь мы не станем останавливаться на подробном описании организации работы по этой методике, оно дано в брошюре М. А. Мкртчяна «Общие методики коллективных учебных занятий». Приведем лишь примеры дидактического материала по русскому языку для организации учебной деятельности по этой методике Для закрепления и систематизации изученного и формирования ключевых компетенций предназначена методика взаимопроверки индивидуальных заданий (ВИЗ). Суть методики заключается в том, что каждый учащийся получает индивидуальные разноуровневые задания, самостоятельно выполняет их, пользуясь справочными материалами, а затем в диалоговом общении с разными учащимися проверяет правильность выполнения. Методика реализует направленность на развитие самостоятельности суждений, умение аргументировать, доказывая свою точку зрения, делать выводы на основе полученной информации (информационная компетентность). В процессе учебной деятельности по этой методике развивается также и компетентность разрешения проблем (умение ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения, осуществлять рефлексию и самооценку своей деятельности и ее результатов). Развиваются и способы коммуникативной компетентности: умение использовать разнообразные средства коммуникации для решения своих задач в конкретных ситуациях, выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета, осуществлять продуктивное взаимодействие, вступая в диалогическое общение. Перечень умений, формируемых у учащихся во время учебного взаимодействия по алгоритму методики ВИЗ, также перечислены в учебном пособии Серёменко Н. П. Приведем их здесь полностью: «Умения анализировать свои знания, отделять знание от незнания. Умение использовать знания партнеров во время проверки. Совершенствовать умения целостного анализа в единстве содержания и формы. Упражняться в анализе учебной информации. Пользоваться сформированными умениями выделять главное для выделения системы понятий и свертывания информации. Умения сравнивать, обобщать несколько тем, тенденций, закономерностей. Умение применять полученные знания сначала в репродуктивной деятельности, затем в эвристической деятельности. Умение применять освоенные способы доказательств. Умение анализировать свои способы и способы партнеров по самостоятельно составленным логическим схемам, алгоритмам. Умения самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки. Умения организовывать и управлять своей и совместной деятельностью, строить план решения, комбинировать и преобразовывать известные способы решения, выполнения, учитывать возможные альтернативы, сравнивать разные варианты решений, искать новые» - все эти умения ключевых компетенций формируются в процессе работы учащихся по этой методике. Для организации деятельности по любой из методик учебный материал особым образом структурируется. Изучение структуры модуля с целью определения границ знания и незнания и целеполагания является компетентностно-ориентированным. В некоторых случаях можно в целях систематизации и структурирования информации попросить учащихся самим составить структуру модуля. Еще одно задание, связанное со структурой модуля – перевести сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое (Информационная компетентность, аспект – первичная обработка информации) и представить результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы (коммуникативная компетентность, аспект – письменная коммуникация) Формируют ключевые компетентности задания практического характера по формированию способов, выполняемые в парах, без предварительного объяснения учителем: например, дается алгоритм действий и ключ к определению стиля текста. Учащиеся самостоятельно овладевают способом определения стилевой принадлежности текста.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены