РАЗРАБОТКИ
|
Применение методов ассоциативного мышления на уроках русского языка и литературыНаше время – это время перемен. Россия переходит на путь новой системы образования, ориентированный на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменение общественных отношений повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании школьниками многих устоявшихся жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Чтобы запустить механизмы формирования мировоззрения и духовно-нравственного воспитания человека воздействия только на сознание недостаточно, необходимо подключение подсознательного пространства. Одним из методов подключения подсознательного пространства на уроках русского языка и литературы является метод ассоциативного мышления. Очень важно создать условия для развития самостоятельно мыслящей личности с развитым ассоциативным, образным мышлением, а также для формирования у обучающихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку. Нынешним ученикам нужна помощь в восприятии духовной информации. Поэтому вопрос развития у учащихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как и вопрос, скажем, проблемного обучения или дифференцированного подхода в обучении. Не секрет, что труднее всего школьниками воспринимаются и понимаются те явления и понятия, которые нельзя «потрогать», поэтому целесообразно работать с образами, ориентированными на мироощущение учеников, на их собственный опыт. Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Таким образом, ассоциативный метод основан на связи между объектами, например, когда мы видим одно, а вспоминаем о другом. Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов. Кто-то обладает моторной памятью, кто-то предпочитает произносить информацию вслух, а у людей, настроенных на визуальное восприятие ( а таких большинство), основой служит целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (создание схем, рисунков, подчеркивание, раскрашивание). С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Эти приемы называются мнемотехниками («мнемос»-с греческого - память – искусство запоминания). Несмотря на то что существует множество мнемотехник, нет универсальной методики, которая подошла бы для всех случаев. Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения этой проблемы. Применяю следующие приемы работы над правописанием и постановкой ударения трудных слов. Приём №1. Разъяснение лексического значения слова, этимология слова. Палисадник. Многие учащиеся неверно толкуют значение слова, соотнося палисадник с гр. poly (“много, многое”). Исходя из такого толкования, они ошибочно заменяют гласную « а» на «о» в первом слоге. Чтобы исключить эту ошибку, достаточно объяснить этимологию слова. В основе палисадника лежит латинское слово palus – “заостренная палка”. Таким образом, проверочное слово найдено. Приём №2. Метод звуковых ассоциаций. А) Фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Запад – на западе солнце падает. Б) В слове спряталось другое слово. Горизонт – гори, зонт! (Нарисуй этот фантастический сюжет.) Облако – на облаке лак. В) ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО); Приём №3. Ударь по ударению! ДоговОр украл вор ! КаталОг - взгляни на потолок! Печь дровами обеспЕчь! У ФЕклы –свЕкла!. Вот, вот - водопровОд! (газопровод,нефтепровод) Приём №4. Словарные слова ,которые любят счет. ПрИмИтИвный – три гласные И подряд. КАрАндАш – три гласные А подряд. Прием №5. Обращение к истории слова. ПодлИнный. Раньше при допросе, добиваясь истины, подсудимых били длинным кнутом – длинником. Слова, сказанные человеком под длинником, стали называть ПОДЛИННЫМИ. Приём №6. Запоминалки: А) Б) Кое, то, либо, нибудь - дефис вставить не забудь. На уроках литературы прием «ассоциации» дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, высказывают свое мнение, почему так называется произведение; предполагают, что может произойти в произведении с таким названием. Пример: урок в 8 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Туча». Спрашиваю у детей: - Какие ассоциации вызывает у вас слово «туча»? Составим кластер на доске и в тетради. - Какое настроение передают ваши ассоциации? Далее можно перейти к приёму «Прогнозирование». - Стихотворение Пушкина, о котором будем сегодня говорить, называется «Туча». Как вы думаете, будет ли настроение ваших ассоциаций созвучно общей тональности стихотворения Пушкина? Согласитесь, дети намного внимательнее будут слушать достаточно непростое стихотворение с философским подтекстом и с интересом выполнят задание. Прежде чем начинаю работать с текстом рассказа В. Распутина «Юшка», выясняю, как ребята воспринимают Юшку, какие чувства у них вызывает этот герой. Для этого предлагаю игру «Ассоциации». Нужно за одну минуту придумать ассоциации к образу Юшки. Затем обобщаем ответы: – На вид Юшка неказистый, некрасивый, неприметный. Цветок, опаленный солнцем. Его топчут ногами, а он всё равно растёт, живёт да ещё лечит нас, людей, от болезней. Составление ассоциативных цепочек. Задание: Перед вами обложки к книге. Посмотрите внимательно, что на них изображено? Это произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть часто называют и прозаическим завещанием поэта: (он рассказал в ней о том, что считал подлинными ценностями в жизни человека). Давайте попробуем вместе "расшифровать" заглавие. - Перед вами два слова: капитанская и дочка. - Назовите к каждому слову возникшие у вас ассоциации. Капитанская
Дочка
Далее прошу объединить одним словом или словосочетанием ассоциации в каждом столбике. Делаем вывод, что повесть об общечеловеческих ценностях и семейное здесь важнее исторического. Таким приемом мы можем выйти на главное и существенное в этом тексте. Ещё не прочитав его, дети самостоятельно выявляют проблему произведения. И обложка к изданию, которую вы видите на экране, помогает нам понять смысл заглавия. На мой взгляд, благодаря данному подходу в системе преподавания литературы и русского языка есть гарантия, что выпускник, будучи взрослым человеком, услышит боль в душе другого, сможет проанализировать свои поступки и чувства, его тронет хорошая музыка, он будет развиваться духовно и будет востребован обществом. Закончить свое выступление мне бы хотелось словами В. Сухомлинского: «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».
Читайте также:
Всего комментариев: 2
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены