РАЗРАБОТКИ
|
Мастер-класс по теме:«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»Цель:
Задачи:
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие. Технология деятельностного метода обучения является средством реализации современных целей образования. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося. Рассмотрим структуру этапа открытия нового знания. Деятельностная цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель урока: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 1. Мотивация к учебной деятельности. Основной целью её является включение учащихся в деятельность на личностном уровне. На данном этапе я стараюсь использовать пословицы, стихи для развития внимания, памяти, интереса к уроку; актуализирую требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаю тематические рамки (“могу”). Пример: Урок русского языка «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением», 3 класс. Для ребят звенит звонок, - Покажите, с помощью смайликов, какое у вас настроение. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений для «открытия нового». На данном этапе организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения. Пример - С чего начинаем урок русского языка? (со словарной работы) - Я читаю загадку, а вы пишете отгадку. (1 ученик работает у доски) Зелена, а не луг, Хоть неплохо я одета, Маленький, беленький, Гладишь – ласкается, Вьётся верёвка, на конце головка. Фырчит, рычит, ветки ломает, Над домом у дорожки Малиной обедает, Сама пёстрая, Гребень имею – не пользуюсь им, - Проверим свою работу и работу ученика у доски. Если слово написано без ошибок – один раз хлопните, если с ошибкой – топните. (оценивание) - Какое слово из написанных является лишним? Почему? - В какой части слова стоит проверяемая безударная гласная? (в корне) - А теперь поработаем с таблицей. В первом столбике написаны вопросы. Ваша задача во втором столбике напротив вопросов поставить знак «+», если вы знаете ответ на вопрос, если ответ не знаете, то ничего не ставьте. - Посмотрите на свою таблицу и скажите, какова же будет цель нашего урока? 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе предлагаю ученикам задание, где они выявляют место и причину затруднения. Ученики восстанавливают выполненные операции и фиксируют операцию, где возникло затруднение; затем соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом). Пример. - Попробуйте сами. - На карточке слова: Дв.ры, стр.ла, в.да, тр.ва, х.лмы, ж.ра, св.ча, пч.ла, гн.здо, ч.жи, д.жди, шк.фы. - Работая в паре, вставьте пропущенные буквы. - Проверим. (1 пару, оценивание) - Поднимите руки, у кого все буквы вставлены правильно? - Поднимите руки, кто допустил ошибки? - Как думаете, почему вы допустили ошибки? (Приём подводящий диалог) Дети выдвигают свои гипотезы, версии, сравнивают, анализируют, ищут выход из затруднения, приходят к выводу. 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся определяют цель урока, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели. Пример. Работая в группе, составьте из карточек алгоритм действий при постановке безударной гласной в корне слова. 5. Реализация построенного проекта. Согласно алгоритму дети выполняют задание с проговариванием вслух, которое первоначально вызвало затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Пример. Применение новых знаний. - Выполним упр. 195 на с. 105.
- Проверим вашу индивидуальную работу. ( по 1 ученику с каждого варианта, оценивание) 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка деятельности своей и класса В конце урока я организую работу с «Лесенкой успеха», по которой учащиеся оценивают собственную учебную деятельность. Если вы запомнили шаги алгоритма проверки своей работы, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если не все шаги, поставьте ниже, на сколько – каждый решит сам. Вернёмся к нашей таблице. Заполните третий столбик. - Что изменилось в таблице? Какой вывод можете сделать? - Какую тему определили на урок? - Какие цели ставили? Достигли цели? - Чтобы быстрее научиться правильно писать безударную гласную в корне слова, запомните стихотворение. - С помощью карточек-смайликов покажите какое у вас сейчас настроение В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Пример. Организую беседу. - Какие открытия сделали для себя? - Что узнали нового? - Покажите, на какой ступеньке знаний вы находитесь сейчас? - Какую работу мы сегодня выполняли? - Чему научились? - Какие задания понравились больше всего? - В чём были затруднения? Каковы же эффекты ТДМ? Технология деятельностного метода дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, способными принимать решения на основе проведенного анализа. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других. Использование технологии деятельностного метода в обучении младших школьников успешно решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья. Уверена, что правильное использование ТДМ на уроках в начальной школе позволяет оптимизировать учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы, делает учёбу в школе единым образовательным процессом. «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству»
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены