РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Разработка и реализация внутренней системы оценки образовательных достижений младших школьников

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов.

Материалы системы оценки конкретизируют как сами требования, так и ожидаемые результаты. В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся.

Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации).

Основной объект системы оценки – это планируемые результаты.

В образовательном процессе начальной школы используются следующие виды внутренней оценки результатов: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание и накопительная оценка.

Оценка достижения предметных результатов, ведется, как правило, в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Для того, чтобы правильно оценить работу каждого учащегося в конце года, учитель ведет систематический учет усвоения учащимися тех знаний, умений и навыков, которые предусмотрены рабочей программой по каждому учебному предмету.

Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе выполнения итоговых работ по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе. Оценка выполнения таких работ осуществляется как по отдельным УУД, так и по работе в целом. На основе первичных баллов за выполнение заданий определяется балл учащегося как процент от максимального балла за выполнение работы.

Для оценивания понадобится инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки предметных умений является мониторинг.

Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:

  • разработка контрольно-измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
  • первичная диагностика учащихся;
  • повторная диагностика учащихся;
  • сравнительный анализ результатов диагностики.

При такой системе мониторинга выявляются слабоуспевающие ученики, чьи учебные достижения требуют индивидуальных корректирующих мероприятий. Поэтому проведя мониторинг, я начинаю работу со слабоуспевающими детьми отдельно. Их результаты заношу в таблицу учета индивидуальной работы. Затем провожу корректирующую работу индивидуально с каждым отстающим учащимся.

Практикую ведение тетрадей для дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в тетрадь ученика карточку с заданием. Учащиеся охотно работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за контрольные работы. Затем провожу повторный мониторинг, делаю сравнительный анализ и смотрю, есть ли динамика развития.

Особое внимание уделяю отслеживанию навыков, связанных с читательской деятельностью.

«Чтение» - это тот предмет, посредством которого ученик будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам.

Для оценки результатов читательской деятельности предъявляю пять критериев оценки:

  • темп чтения,
  • безошибочность чтения,
  • выразительность чтения,
  • определение темы, главной мысли текста,

Для тренировки темпа чтения использую компьютерную программу Зубрина Сергея Викторовича, учителя информатики из Казахстана, которая позволяет определить не скорость чтения за минуту, а среднюю скорость прочтения текста. Кроме этого каждую неделю ответственные за технику чтения дети, проверяют у всех одноклассников чтение за минуту и сообщают мне о тех, кто не укладывается в нормы. Обычно замеры поводятся в начале недели. А остальные дни отрабатывают с теми детьми, кто не выполнил норму. Они читают на всех переменах. На следующей неделе новый замер и так в течение всего учебного года.

К концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки.

«Накопленная оценка» может быть как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, такая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов.

Например, в нашем классе рейтинг представляет собой накопление отметок по домашним работам. В классе есть дети, которые имеют поручение «Контролёр выполнения домашних работ». Первая их задача: проверить наличие домашней работы у каждого ученика в классе, а вторая: выставить в ведомость отметки, полученные детьми за домашние работы.

В конце месяца любой ученик по желанию может добавить себе средний балл за выполнение всех домашних работ в классный журнал, при условии, что все работы были выполнены. Иногда с этими табелями знакомятся родители и даже расписываются в них. Если ученик накопил 10 пятёрок по домашним работам, то одну он также может добавить в журнал.

Такая же рейтинговая система оценок принята в нашем классе за работу на платформе Учи.ру. Если ученик по окончании первой четверти выполнил 30 % основного курса, он автоматически получает в журнал отличную отметку. По окончании второй четверти - это 50 %. Сейчас закончилась третья четверть и отличную отметку получили те, кто выполнил 80 % основного курса. А в конце года те, кто выполнит 100 %. Такая система оценки воспитывает в детях более ответственное отношение к выполнению домашних работ, стимулирует учебную деятельность, так как каждый ребёнок может сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников. Все рейтинги вывешиваются еженедельно в классный уголок или на доску. Дети с интересом изучают эти таблицы и сравнивают себя с другими детьми, стараются что-то исправить.

Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется. В условиях начальной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ при контроле и учете знаний учащихся. Использование компьютерных тестов в качестве промежуточного контроля успеваемости определяет учебный процесс как систему непрерывного контроля и самоконтроля учащихся, которая дает возможность учителю получать "обратную связь", а учащимся – возможность в течение всего обучения отслеживать уровень своей подготовленности.

Очень часто для оценки результатов по предметам я использую компьютерное тестирование. Например, компьютерная программа с сайта testedu.ru. Все тесты в данной программе интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это за Вас и выдаст процент правильно решенных заданий. Вам необходимо только определить, сколько процентов надо набрать учащемуся для пятерки, четверки и т.д. Любой тест можно загрузить и отредактировать. Или, скачав программу, Вы можете самостоятельно составить новый.

Составить тест и оценить учащихся поможет и программа MyTestX - это система программ, в которую входят программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов. Программа легка и удобна в использовании, ответы могут сопровождаться изображением и комментариями. После того как тестирование пройдено автоматически открывается окно результатов.

Эти и другие подобные программы позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок. Применение программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники позволяет избежать возможности подсказок и списывания. Преимущество такой проверки в том, что одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез обученности всех учащихся. Это вынуждает их готовиться к каждому уроку, работать систематически, чем и решается проблема эффективности и необходимой прочности знаний.

В системе оценочной деятельности особое место занимает итоговая комплексная работа. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Оценивание планируемых личностных результатов учащихся 4 классов мы проводим по результатам ответов на вопросы анкеты "Какой Я?" (модификация методики О.С. Богдановой), тестов «Направленность на приобретение знаний» (по методике Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой), «Размышляем о жизненном опыте» (по методике Н.Е. Щурковой). Объектом оценки личностных результатов является учебная мотивация, самооценка и нравственные установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции: умения оценивать поступки и объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей; определять важные для себя и окружающих правила поведения; выбирать поведение соответствующее общепринятым правилам и т.д. Анкета и тесты проводятся анонимно, личностные результаты обрабатываются не как индивидуальные, а как обобщённая информация по классу.

Для самооценки использую алгоритмы самооценки. На первых порах проговариваю вопросы для самооценки, а дети отвечают. Когда я научила детей самооценке, я перестала проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предложила ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Сначала это были прогнозы:

! - справлюсь
!? - сомневаюсь
? - не справлюсь

Затем провожу проверку по эталону, самооценку.
- Посмотрите, какой значок вы поставили на полях перед выполнением задания.

Подтвердились ли ваши ожидания? Поставьте рядом новый знак.
-У кого знаки до начала работы и после окончания совпали? У кого не совпали? Как вы думаете, почему?

Опрашиваю учащихся:
- Подтвердились ли твои ожидания?

Какую цель поставишь перед собой?

Сейчас мои дети уже в четвёртом классе. Перед ВПР мы с ними оценили свои силы с помощью методики «Колесо успешности». Эта методика взята из новой современной технологии коучинга. Учитель, используя данную методику, стимулирует рефлексию учащихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития. Учитель помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата. В идеале колесо должно получиться круглым. А на практике такое случается редко. Детям задавались такие вопросы: Как ты овладел знаниями фонетики? Насколько хорошо ты можешь определить падеж? По математике, например, как быстро и правильно ты можешь решить задачу, связанную со временем? Или: Как хорошо ты работаешь с данными таблицы? И т.д.

В заключении хочу сказать, что для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов нa бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны?
Желаю вам, чтоб дети в классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены